Алексей «Крыс» Ширяев о Грушинском 2023
Алексей Ширяев – концертирующий музыкант, рок-бард, менестрель, мультиинструменталист, сибирско-белорусский поэт, автор песен, повести, рассказов и переводов, реконструктор, каскадер и фотомодель. Адепт кочевой культуры, проповедник сибирского образа жизни и смерти. (c) страница автора
ОКОЛАЧИВАЯ «ГРУШУ»
Часть первая
Отношения с авторской песней у меня не складывались с детства. А всё потому, что во-первых, музыкальная школа, во-вторых — рокенрол. Образование диктовало стремление к более сложным музыкальным формам, а большинство культурного багажа КСП — именно слишком самодеятельная песня. Основанная к тому же на городском романсе, который мне не близок вообще упрощённая латиноамериканская музыка, как дань моде 60х-70х годов. А мода 80х-90х — это уже рок, некоторое обогащение музыкального языка… Ну, и опять же, как историк со специализацией на Ирландии, я слишком хорошо знал, кто такие были настоящие барды, и к самодеятельным исполнителям до сих пор этот термин применять не могу) Помните, у О’Карпова:
«Как сумели так воплотиться вы, —
Не могу никак разобраться я, —
Барды древней ирландской традиции
В менестрелей советской формации?»
Следующее из этих факторов юношеское высокомерие как огонь на пламя накладывалось на высокомерие многих недалёких представителей авторской песни) Ну, знаете, что приходилось слышать: «что ты тут лезете со своими аккордами и рифмами, я не поэт, я бард, бля») Или «да я с самим Митяевым/Никитиным/Визбором у костра рядом сидел, мне теперь всё можно»))
При том, что лет в 12-13 я тексты Визбора и Окуджавы записывал в тетрадочку и снабжал иллюстрациями;) Высоцкий вообще вне конкуренции, но он отдельная история, он гораздо больше как явление, чем весь феномен авторской песни вообще… А вот музыкально-поэтический язык, которым изъяснялся я, был КСПшникам чужд и непонятен.
Но прошли годы, и авторская песня из-за таких персонажей, как я, мутировала и расширила свои жанровые границы. Вошёл и джаз, и блюз, и кантри, и фолк, и рэп! О, подумал я, — и пошёл на сближение. И хотя до сих пор среди «твёрдых бардов» часто встречаю недоумение, отношения в целом стали налаживаться)
Вот как мы с Жубой оказались на Грушинском фестивале — заповеднике и флагмане этой самой авторской песни. Поучаствовал я для начала в онлайн-конкурсе. С песней «Эльзас» из сотен претендентов дошёл до 13-ки лучших, но на этом успехи закончились и я выбыл. Ничего, подумал я, есть же живой конкурс и давнее предложение выступить на грушинской сцене «Время колокольчиков», посвящённой бард-року;) Логистика приезда на Грушу была, мягко говоря, сложна и запутана, но благодаря самоотверженности Оли Захаровой, исполнявшей обязанности роуд-менеджера, водителя, шеф-повара и танцора гоу-гоу, Жуба вовремя оказался на фестивальной поляне. Ну, и я тоже. Причём не без приключения.
Выходя из дверей аэропорта Курумоч, я повстречал таксиста, радостно кинувшегося мне на шею с криком: «На Грушу?!» Услышав утвердительный ответ, он с той же ангельской улыбкой зарядил мне счётчик в 1500 рублей. «Уважаемый, — отвечаю я, — а вот же «Яндекс» просит 525″. «Ой, да никто не поедет за такие деньги, там же через лес (именуемый в народе Чёрным, на первом повороте живёт Соловей-разбойник, на втором трёхголовая Баба-Яга, а на третьем злобный доктор Всёпиздец)», — вступил в спор с гаджетом рыцарь рубля и баранки. «Да ладно!? И вообще, за что такой ценник, тут ехать нечего — 22 километра, пешком дойти можно!» — выпалил я и вдруг призадумался. «А и правда, пойду-ка пешком». И пошёл, оставив таксиста хватать воздух ртом навроде рыбы. Как я узнал позже, я в этих краях был единственный такой марафонец)
22 километра пробежал с рюкзаком, гитарой и удовольствием, наслаждаясь солнцем (из Москвы вылетал с дождём и холодом), четыре с небольшим часа на всё про всё. Шёл под песни Олега Медведева, а напевая их можно дойти хоть на край света. И ещё не раз люди по пути вопрошали меня: «Неужели на фестиваль? А почему пешком?» и долго-долго смотрели вслед. Особенно, конечно, красавицы в сарафанах и с коромыслами…
Продолжение следует…
Часть вторая
Грушинский фестиваль оказался похож на большую ролевую игру. Те же команды (некоторые под собственными знамёнами), отдельные лагеря, огороженные киперкой, кипиш-мобилизация (собираемся, ̶о̶д̶о̶с̶п̶е̶ш̶и̶в̶а̶е̶м̶с̶я там сейчас будет выступать Сам Сибряк), Руст по кострам зажигает… Боевого взаимодействия не видел, но где-то должно быть)
Мы с Жубой, Сергеем Ивкиным и Варварой Власкиной, объединённые тактическим гением королевы логистики Оли Захаровой, встали на территории банды Алексея Зарипова, которая не имела знамён, въездных башен и тысячелетних реликвий, но отличалась слаженностью действий, доброжелательством и открытостью, за что им огромное спасибо! Но на тот момент мы презлым отплатили за предобрейшее: вышеозначенной бригадой с примкнувшими к нам Рустом и Олег Всеволодовичем устроили безобразный пьяный кураж с песнями! Пляски было решено оставить на потом.
А наутро мы отправились на прослушивание. Возле небольшого тентика царила КСПшная аутентика: соискатели разного пола, возраста и качества гитар стояли в очереди. Кто судорожно повторял текст, кто торопливо пытался настроить ненастраиваемое, и только два седых юниора авторской песни были заняты другим. «Ту мач» — жаловался Жуба, алкогольные приключения которого не закончились с уходом наших замечательных гостей. «Чё вообще петь?» — судорожно пытался сообразить я, глядя в сумрачные лица жюри.
Первым делом рванули «Реку имени тебя» и не прогадали. «Хм, — заметила почтенная дама из жюри, — песня-то с ЭРОТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ». «Ну… и чё?» — блеснул красноречием я. «Пойте следующую», — с лёгкой брезгливостью посоветовала дама. Рванули «Едем в Толедо» и благополучно прошли во второй тур.
Дальше с конкурсом не заладилось. В инфоцентре мне авторитетно заявили, что, раз уж мы прослушались последним эшелоном первого тура, то и второй будем проходить завтра утром. И я перестал считать время. В то же время Олег Всеволодович, дорогой, будучи одним из судей этого тура, названивал мне на телефон с вопросом «где же вы, кони!?» А зачем культурному человеку на фесте телефон? Чтоб лежал в палатке и не мешал!) Так что дальнейшее продвижение по вертикали мы просто прохлопали)
Зато отлично выступили на жанрово близкой сцене «Междуречье», и на ней же послушали Романа Ланкина, отметив его сосредоточенную любовь к бразильской музыке. Справедливо заметив, что бразильцы должны держаться вместе, я тут же познакомил его в Жубой. Глубина погружения Романа в материал, как оказалось, включает изучение португальского языка, чему Жуба был весьма рад. Помните, одна из моих социальных функций — сводить людей, которые, иначе быть может и не встретились;) Дальше была непереводимая игра слов, взаимная симпатия и какие-то совместные выступления, которых я, унесённый ветром, сам не слышал, к несчастью.
Но и это ещё не вся хроника похода в «Грушу». Продолжение — о ночных гоблинах, разорванной майке, музыке хорошей и не очень — следует.
Часть третья
Кто я такой поперёк полулегендарного Нестора-летописца и других составителей древних нетленных хроник? А потому не ждите хронологического изложения событий. В памяти остаются только яркие краски.
Легко ли путешествовать и выступать с иностранным музыкантом? Одна из проблем — это радушие и гостеприимство русского народа. Любят у нас музыкантов и иностранцев, а уж когда два в одном… Такого человека нужно, во-первых, напоить до бесчувствия, чтоб потом рассказывать какие «они» забавные, а во-вторых, непрерывно требовать, чтобы он чего-то исполнял. Поэтому приходится бдить убо и отсекать лишних людей со стаканами. Некоторые обижаются, но мне это, само собой, до свечки. Уже Жуба отказывается играть, говорит: «не могу, не хочу, сейчас плохо получится», а особо тупоголовый персонаж продолжает «не, ну давай, смотрите, сейчас бразилец сыграет». Пытался в драку со мной лезть, но к несчастью, его вовремя свои притушили.
Или вот засобирался я на сцену «Победа» послушать Олега опять же Медведева, и тут прямо по пути начинается дождь! Да добрый такой, серьёзный. Добегаю до места, а там и над сценой навес не очень, и вообще приткнуться некуда. Выступление отменяется — все спасают аппарат. У нас в Белоруссии при похожих обстоятельствах погиб басист группы «Litvintroll» https://vk.com/wall-35684220_7278 Ну, концерта нет, исполнитель вне опасности, а мне куды бежать? Да вот же, соображаю, под сцену! И следующий час я под ней собирал мокрых и холодных людей, как в сказке про грибок) Некоторые приходили сразу со своим бухлом) Привет, Ник!
После дождя появился истинный дух Вудстока. Не в плане запаха анаши, а просто всё заполонили глинистые говны, и мы стали смешно скользить, падать и в них измазываться) Не могу не отметить работу МЧС, которые махом натянули какие-то перила и контролили прохождение публики на склонах.
Или вот встречаю я на концерте любопытной уфимской группы «Санки» https://vk.com/sankygroup Руста, который, на первый взгляд, полностью перекинулся! Друг, здесь нужно твоё фото с этого вечера, но у меня его нет) В кигуруми, изображающем дракона, вооружённый впечатляющего размера острым перцем, не переставая дичайше отплясывать, он заявил, что идёт на свадьбу. Это заявление определило весь мой вечер и ночь. Было там что-то от средневекового передвижного карнавала на двоих, непрерывного стендапа, когда оба всё время друг друга подстёбывают и провоцируют на ещё более дикие выходки) Мы обошли уже немало костров и лагерей, когда выяснилось, что свадьба реально будет! Мы были столь прекрасны, что молодые были не очень рады даже Русту, которого они хотя бы знали. А уж большая часть гостей вообще недоумевала, кто эти люди и почему они занимают так много ментального и звукового пространства) Полностью обессмыслившись на свадьбе, мы и обратились в ночных гоблинов, пугающих на тропинках ночных прохожих, нелепо скачущих и размахивающих электросвечами, которые мы — да! — держали недавно для молодых! У меня ощущение, что нам не втащили только потому, что мы умеем петь, каковой метод отмазки я рекомендую всем любителям куража!)
По результатам фестиваля мы с Жубой перезнакомились с кучей народа, снискав здоровую низовую популярность и отыграли на трёх сценах вместо одной запланированной. Спасибо, «Время колокольчиков» https://vk.com/grushavk, «Чайхана» и «Междуречье»! А ещё расширили восприятие и углУбили опыт — Жуба сказал, что он не спал в палатке со времён службы в бразильской армии (три года служил в войсках связи) В целом Груша — адекватное отражение всего движения этой самой авторской песни и даже всей страны в целом. Есть там и моменты музыкального братства, и попил бабла, и хорошая организация, и плохая организация, и три аккорда на песню, и тридцать три, и лицемерие, и широта взглядов, и даже, как говорят, либералы-нетвойнисты. Но я ни одного не видел. А за Победу пил неоднократно в самых разных местах с самарцами и тагильцами, новоуренгойцами и москвичами.
Тут и сказке конец, вот и нова началась!
Источники: