Грушинский Фестиваль1968 I

ПОЛЮС МУЖЕСТВА

Дорогая редакция, вам пишет группа студентов Куйбышевского авиационного института. В Сибири, на реке Уде, погиб студент нашего института Валерий Грушин. Мы очень хотели бы, чтобы о жизни нашего друга, о его подвиге знали не только в нашем городе.

Случилось это в Иркутской области. Группа студентов-туристов долетела до поселка Нерха, откуда начинался их маршрут. Пеший переход и постройка плота для сплава по р.Уде заняли много времени, продукты были на исходе, и туристы спешили поскорее добраться до ближайшего населенного пункта. К вечеру доплыли до метеостанции Хадома. Ее начальник встретил ребят очень доброжелательно, пригласил переночевать у него в доме и дал продуктов на дорогу.

На следующее утро начальник станции решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него двух сыновей – Колю и Леню и племянницу Любу. Течение на реке было очень сильное, вода, налетая на камни, вставала огромным валом. Перегруженная лодка на большой скорости выскочила на этот вал, перевернулась – люди стали тонуть.

На берегу находились только жена начальника и Валерка. Не раздумывая, Валерка сбросил с себя штормовку, свитер и прыгнул в воду. Течение все больше сносило людей на камни, где выбраться из воды уже не было никакой возможности. Он помог девушке доплыть до берега, а затем снова поплыл к лодке, возле которой оставался еще Леня. Но, видимо, у Валеры не хватило сил, вода была ледяной, а течение очень сильным. Так он погиб.

Пять лет мы учились вместе с ним, ходили на лекции, в кино, жили в одном общежитии, узнавали друг друга в туристских походах…

Кто из нас не хочет, не желает делать людям добро? Но как часто у нас это не получается, потому что мы слишком долго ищем подходящего случая, момента. Валерка такого момента не ждал. У него все выходило как бы само собой. Это была его черта, или, как говорят, «родимое пятно». Валерка мог подарить самую дорогую для него вещь ( дорогую – не в денежном смысле), если видел, что она нравится кому-то.

Валерка не был наивным романтиком, нам всегда казалось, что его жизненный опыт богаче и глубже нашего. До института он работал на заводе, многое мог и умел – метко стрелять, слесарить и водить автомашину, мотоцикл, знал толк в электроделе, не говоря уже о нашей специальности – радиоаппаратуре. Когда приходил срок курсовых работ, он брался за самые сложные, зато манившие новизной темы… У него была трезвая голова и горячее сердце.

Однажды летом мы поехали на Волгу и решили провести на берегу несколько дней. Так случилось, что не смогли найти товарищей, которые уехали раньше. На берегу горел костер. Решили остановиться рядом с расположившейся там компанией. Через некоторое время кое-кто из этой компании, изрядно выпив, начал приставать к девушкам, которые приехали вместе с ними. И хотя по всем «разумным» законам мы могли бы не вмешиваться, Валерка решительно вступился за них. Он сказал: «Что ж, эти парни не люди? Должны понять». И пошел на «вы».

…Валерка очень любил природу – леса, горы, тайгу. За все время, пока мы учились, он ни разу не провел каникулы в городе. Да что каникулы – редкий воскресный день он оставался дома. С весны его палатка уже стояла на том берегу Волги, и мы забирались к нему и вместе готовились к экзаменам.

Где он только не побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал… В большинстве походов он был руководителем группы, нашим капитаном, или, как мы называли его, «кэпом». В физическом отношении он ничем не выделялся среди нас, тонкий, даже хрупкий, но у него всегда был самый тяжелый рюкзак.

Однажды на Саянах ребята шли на плотах по реке Карты. На одной из шевер (перекатов) второй плот сел на камень. Пытались снять его – не вышло. До берега метров пятьдесят, но пройти это расстояние было очень трудно: течение сбивало с ног. На берег удалось перекинуть веревку и закрепить за дерево. И все же переходить с громоздкими рюкзаками было страшновато: если собьет с ног и потащит по камням – дело плохо. Тогда Валерка надел самый большой рюкзак и пошел первым. За ним – остальные. Труднее всего бывает сделать первый шаг и даже не сделать, а решиться на это. Ответственность первого шага Валерка, как настоящий мужчина, всегда брал на себя.

Мы никогда не ходили в походы без песен. Их мы поем при любых обстоятельствах, лишь бы была гитара. Валерка очень хорошо пел, и петь вместе с ним было всегда легче и интересней. Он мог передать душу песни, ее особенности, ее характер. В институте у нас все знали трио «Веселые бобры» – непременного участника вечеров. В него входил Валерка. И когда «Бобры» выходили на сцену, им приходилось петь до хрипоты.

Каждый турист стремится привезти из похода какой-нибудь сувенир – его сувениры всегда были самыми интересными. То тувинский нож, подаренный тувинцем из Кунгур-Тука, то песня пастухов Алтая, то рог оленя, поднесенный ему скотником в горах Саян. Вот только из последнего похода Валерий не привез сувенира. Он из него не вернулся.

Иногда говорят, что когда теряешь близкого человека, в сердце остается пустое место. Мы думаем, что это не совсем так . Дорогой человек всегда остается в твоем сердце, не месте, которое он занимал по праву друга или любимого. Сколько бы ни прошло времени, сколько бы у нас ни появилось друзей, среди них мы первым всегда будем считать Валерия Грушина.

Е.Недосеков, А.Головин, С.Иохим, В.Буянов, В.Кривцанов, А.Потапов, В.Лунев, студенты Куйбышевского авиационного института им. Акад. С.П.Королева

(Комсомольская правда, 1968г., 8 февраля)