Вместилище невыдуманной сказки
Екатерина Выровцева
Фото Виктора Животовского
И хотя я скажу себе тихо:
«Не бывало ее никогда»,
Если спросят: «Была Атлантида?» –
Я отвечу уверенно: «Да!»
Пусть поверят историям этим.
Атлантида – ведь дело не в ней…
Разве сказки нужны только детям?
Сказки взрослым гораздо нужней.
В далеком 1962-м вместилищем невыдуманной сказки Александр Городницкий назвал палаточные города, ставшие узнаваемым символом не только бардовского братства, но и Грушинского. Зимой палаток нет, а фестиваль и те, кто по-прежнему ждет и верит в не-выдуманную сказку, есть. Три февральских дня в Самаре слушали песни и стихи, общались, вспоминали, радовались встрече с друзьями и юностью.
Грушинский, по точному определению Городницкого, переживший и положительные, и отрицательные моменты, не только пока еще не объясненным образом сохраняет традиции, но и развивается: новые песни, молодые исполнители, новые форматы. Например, новой формой общения после двух таких же аншлаговых дней в филармонии стало яркое событие Зимнего Грушинского фестиваля, условно названное творческой встречей с поэтом и ученым Александром Городницким, которое состоялось 24 февраля в областной библиотеке.
В зале собрались хорошие знакомые, которые громко и эмоционально обменивались впечатлениями о прошедших концертах. Борис Кейльман удивился энтузиазму собравшихся: «Откуда у вас только силы берутся?». А вот главный герой вечера в свои почти 82 наверняка знает ответ – в стремлении запечатлеть в словах и мелодиях чувства, мысли, ощущения, что-бы сохранить их для тех, кому не все равно, кому интересно. Определить жанр заключитель-ного мероприятия Зимнего Грушинского чересчур сложно: Городницкий читал стихи, исполнял песни, отвечал на вопросы, что вполне традиционно для творческих встреч, но он еще пре-зентовал книги и фильмы.
И конечно, это были фильмы «о времени и о себе». И Городницкий был в кадре и за кадром. И студия, на которой созданы фильмы, называется «Атланты». Всего три фильма. Про маленького блокадника Сашу и историю большой блокады; про победу выстоявшего Ле-нинграда и бережно хранящий память о ней современный Санкт-Петербург; про мифы, подтверждаемые и развенчиваемые ученым-путешественником Городницким. И про любовь.
Общее в этих фильмах – стихи, песни, рассказы и комментарии автора. Очень хотелось понять: почему фильмы? Дань современным тенденциям – визуализации, мультимедийности, постмодернизму? Поиск новых форм человеком, которому есть что рассказать, за плечами которого огромное количество известных всем песен и менее известных книг и стихов да пол-века исследований океана? И да, и нет: диалог эпох.
Причин много: воспоминания, кадры кинохроники в фильме «Мой Питер», попытка найти Атлантиду и диалог с античными философами в фильме «Легенды и мифы Александра Городницкого», исполнение авторской песни под гитару и синтез новейших технологий в кинопроектах. Комсомольский значок на лацкане пиджака одного из пришедших на встречу и ответ очень немолодой дамы на предложение купить книгу или диск: «У меня все есть в Интернете». Моя 18-летняя дочь на вопрос, для кого сняты эти фильмы, не задумываясь, ответила: для молодежи. Однако как раз молодежи на встрече в библиотеке и не было. А жаль…
Зато запомнилась пожилая женщина, ровесница Александра Моисеевича, которая рассматривала и его самого, и его фильмы в специально принесенный с собой бинокль. Казалось, что она внимательно и настойчиво пытается разглядеть свою и своего кумира молодость, снова ощутить радость открытия новой песни и тепло костра.
Ностальгия – тоска не по дому,
А тоска по себе самому.
Рефреном творческой встречи стали слова Городницкого: «Мне сильно везло». Везет и Самаре – родине Грушинского фестиваля: есть инициативные организаторы, клуб верных друзей авторской песни, приезжают замечательные гости.
А от встречи осталось желание посмотреть фильмы целиком и обсудить их с представителями поколения, которое не знает про эпоху Визбора, про лыжи у печки и про атлантов, держащих небо.
И окрепла уверенность в том, что у Грушинского – надежное, большое и долгое будущее, если один из его живых символов утверждает:
У времени свои законы.
Не страшен старости приход, –
Ряд ощущений незнакомых
Приносит каждый новый год.