Ответ Галины Хомчик Дмитрию Богданову
Дорогой Дима,
С некоторых пор не участвую в каких-либо виртуальных обсуждениях, тем более — в обсуждении манифеста, заведомо провоцирующего некую склоку. Мне очевидно, что и эта моя реакция на твое письмо-обращение вызовет прямо-противоположную реакцию у людей с Грушинского, и у людей с Платформы. Но, зная, что не одинока в том, что говорю (так же, как и ты), пожалуй, не удержусь и попробую как-то прокомментировать твой «пост».
Попробую в изложении фактов и своих комментариях опираться на цитаты из твоего письма (они будут выделены курсивом)
30.10.2013, 09:36, «Bogdanov Dmitry» <[email protected]>:
первое — приглашали меня на встречу, предполагавшую совсем иной формат, связанный с инициативой восстановления единого Грушинского фестиваля;
СНАЧАЛА ФАКТЫ:
Инициативу присоединения Платформы к Грушинскому фестивалю проявил депутат Госдумы, представитель партии «Единая Россия» Александр Хинштейн, получив принципиальную поддержку этой идеи со стороны Министерства культуры. Инициатива была высказана Грушинскому клубу на встрече у Губернатора Самары. На встрече присутствовали представители Платформы и Грушинского клуба (от клуба — Борис Кейльман и Ирина Зверева, член оргкомитета Грушинского фестиваля).
Борис Кейльман, как Президент Клуба им. В.Грушина, не поддержал инициативу и отказался подписывать согласие объединиться с фестивалем Платформа и называть это объединение «единым Грушинским фестивалем», а также подписывать согласие об участии Грушинского клуба в некоем некоммерческом партнерстве, куда будет входить также компания «Мета». Б.Кейльман мотивировал свой отказ подписывать согласие на эти предложения тем, что не вправе принимать такое решение за весь Клуб единолично. Б.Кейльман сказал, что такое решение должно быть принято только общим собранием Клуба.
Состоявшееся 19 сентября внеочередное общее собрание Клуба им. в.Грушина постановило не поддерживать предложенную инициативу о присоединении Грушинского фестиваля к каким-либо другим самостоятельным фестивалям, в том числе — к фестивалю Платформа. Однако, собрание постановило обратиться к Художественному Совету Грушинского фестиваля за рекомендациями по данному вопросу https://grushinka.ru/news/6208-sobranie-kluba-im-v-grushina.html .
В результате этого обращения и для выработки общей позиции Худсовета по данному вопросу в Москве было созвано собрание членов Худсовета Грушинского фестиваля, на которое были также приглашены (по их желанию) авторы инициативы Александр Хинштейн и Министр Культуры РФ Владимир Мединский (присутствовал его помощник).
О том, что авторы инициативы пригласили на это собрание Худсовета Грушинского фестиваля представителей Худсовета фестиваля Платформа, собравшимся членам Худсовета Грушинского фестиваля ничего не было известно. Выяснилось также, что авторы инициативы считали, что приглашены не на Художественный совет Грушинского фестиваля, а на собрание Союза деятелей авторской песни. Одновременно, представители Платформы считали, что приглашены на общее обсуждение объединения двух фестивалей.
Все это явилось следствием неточного изложения и передачи информации между отдельными источниками в процессе устных неформальных переговоров разных сторон между собой.
Тем не менее, члены Художественного совета Грушинского фестиваля согласились выслушать мнения представителей Худсовета Платформы по данной инициативе. Велась видео и аудиозапись проходившей встречи. Полная стенограмма в настоящее время находится на расшифровке и будет выложена на сайте Грушинского фестиваля по готовности. Протокол собрания, а также принятое Худсоветом Грушинского фестиваля решение по запрошенным Клубом им.Валерия Грушина рекомендациям будут также опубликованы на официальном сайте Грушинского фестиваля, и с ними можно будет ознакомиться в свободном доступе.
Это — восполнение того минимального недостатка достоверной фактологической информации, без которого сложно сбалансированно оценить события, происходящие вокруг Грушинского фестиваля.
Любые, вырванные из этого контекста отдельные фрагменты, цитаты из отдельных высказываний, сопровождаемые эмоциональными комментариями и манифестами людей, не обладающих или не стремящихся обладать всесторонней достоверной информацией и выстраивающих свою позицию на основе информации, полученной лишь от одной из сторон, могут внести еще большее недопонимание между сторонами, обсуждающими означенную инициативу, и углубить существующие разногласия между двумя самостоятельными фестивалями.
второе – автор видео не спрашивал моего разрешения ни на съемку, ни на использование моего печального изображения, на фоне которого произносит речь Вениамин Борисович. Непосвященный зритель может подумать, будто я разделяю позицию уважаемого мэтра. В самом конце его речи только очень пытливый зритель может заметить не полностью отрезанную мою негативную реакцию.
Что касается видео
— а что, все остальные, находящиеся в виртуальном пространстве видео, находятся там с разрешения и согласия их участников? Скажи честно, ты ко всем своим появлениям в «ютубе» так относишься? В смысле — любой, разместивший какое-то видео с твоим участием там, получает от тебя личное согласие? Если это так в действительности, то тогда, конечно, ты прав, ай-ай-ай Грызлову! Думаю, что, если бы ты просто обратился к нему самому и сказал, что не хочешь, чтобы тебя видели рядом с этим человеком (В. Смеховым) или на его фоне, Грызлов бы постарался как-то убрать из этого видео твое изображение. (А я бы не отказалась: такой хороший пи-ар – «двое в комнате: я и Смехов»… Народ бы позавидовал такому знакомству… Шутка…)
. Неспособность организаторов договариваться привела к тому, что люди творящие и просто зрители вынуждены разрываться между двумя одинаковыми и по форме и по содержанию событиями, на каждом из которых есть много соратников, друзей, интересных авторов и проектов. Так быть не должно!
Наоборот — только так и должно быть. Каждый выбирает для себя. Фестивалей много — пусть живут каждый своей жизнью. Да и разные барды, как и зрители, прекрасно ездят на разные фестивали, не особо страдая от этого.
Дорогие барды, исполнители, соратники! Давайте историю раскола, споры о “брэндах”, “рейдерских захватах”, “анти-грушинских персонах” и проч. оставим на совести функционеров. Наше дело — творчество, а не “разборки”. Призываю вас не занимать в этом конфликте оргструктур чью-либо сторону, если вы не обладаете полной информацией или собственным сравнительным опытом.
Прекрасный призыв, совершенно правильно! Можно подписаться под каждым словом и предложить автору этих горячих строк самому бескомпромиссно следовать этому призыву. А организаторам двух фестивалей предоставить возможность принимать свои решения самостоятельно, и не оказывать на них давления ни снизу, ни сверху!
Поначалу я собирался детально возразить на речь Вениамина Борисовича, но пересмотрев видео еще раз, я понял, что когда он говорит о народном достоянии – я с ним совершенно согласен. Вот только понимание этого достояния у нас пока выглядит по-разному. Мне не брэнды важны, а люди, их годами сформировавшиеся личные и творческие связи, традиции.
Если бы это было правдой, вероятно, тогда сегодня все было бы по-другому!
Не стоит забывать, что в момент, когда у Мастрюковской поляны появился новый хозяин, перед бардами, которых ты сейчас так горячо называешь «соратниками», стоял выбор: поддержать Грушинский фестиваль (и его создававшиеся годами традици, творческие связи) в лице его бессменного многолетнего организатора — Грушинского клуба — или согласиться с тем, что на старой напетой Грушинской поляне будет проходить новый фестиваль, который будут делать новые организаторы, бесцеремонно воспользовавшись всем тем (названием, инфраструктурой, местом, традициями, творческими связями), что до них больше 30 лет создавали другие люди. И если бы тебе, как и твоим «соратникам» были действительно важны люди, то ты бы попытался их тогда защитить.
Беда, но и истина в том, что тем, кто ушел на Федоровку с Грушинским, и тем, кто остался на Мастрюках и делает Платформу, важны РАЗНЫЕ ЛЮДИ и РАЗНЫЕ творческие связи и ТРАДИЦИИ!
И это – правда. И она у каждого из нас своя.
Именно тот момент был моментом истины, а не сегодняшняя инициатива так называемого «присоединения».
Именно тогда каждый из «соратников» сделал свой выбор, исходя, безусловно, из личных взглядов на ситуацию и на свое место в ней. И, что естественно, взгляды эти у разных людей были разными. И многим из этого неоднородного сообщества, безусловно, было неплохо от ухода Грушинского клуба в другое место. Освободилось готовое, хорошо организованное место с отличной инфраструктурой для проведения своего фестиваля по-своему и своими свежими силами.
Появился новый фестиваль, получивший два года назад свое официальное название Платформа, а Грушинский переехал на другое место. Это фактически и юридически подтвержденный факт, хотя большинство организаторов Платформы предпочитают делать вид, что это не так.
В этом смысле мне очень импонирует честная позиция Володи Кожекина, который гордится своим молодым и ярким фестивалем Платформа, не отождествляя его с Грушинским.
Сегодня, по прошествии 7 лет с начала конфликта, есть данность параллельного существования двух самостоятельных фестивалей в одни и те же даты в одной и той же области.
У каждого — свой оргкомитет, свой худсовет, своя программа, свои предпочтения в общей концепции и гостях.
У Грушинского и тех, кто продолжает его делать, ни разу за прошедшие семь лет существования на новом месте не возникало желания с кем-либо объединяться. Эту мысль настойчиво насаждают некоторые организаторы Платформы, причем особенно настойчиво — после официального, судебно- подтвержденного запрета Платформе называться «грушинским».
Вопрос: зачем и с какой целью?
Ответ «ради зрителей» — не принимается, лукавство.
Потому что, если бы это было действительно так, организаторы Платформы, признав себя новым фестивалем «Платформа», просто поменяли бы даты проведения своего фестиваля на несовпадающие с традиционными датами проведения Грушинского. Что собственно и предлагал первым организаторам нового фестиваля (именуемого сейчас Платформа) Олег Митяев в 2007 году.
Это же предлагалось Платформе и в течение всех последующих лет, дабы не вносить и не укреплять сумятицу в умах ни в чем не повинных зрителей и слушателей. Тщетно. Так что зрители в данном случае — лишь удобный, но надуманный повод.
Заявления организаторов Платформы, что перенос их фестиваля на неделю до или после традиционных дат Грушинского невозможен — лукавство: достаточно было бы объявить новую дату проведения фестиваля на официальном сайте Платформы за несколько месяцев до фестиваля, а для убедительности разместить информацию о новой дате на щитах при въезде на фестивальную поляну заблаговременно — и уже на следующий год зрители с удовольствием приехали бы и на Грушинский, и (неделей раньше или позже этого) на Платформу.
Это элементарно и это правда. Если не верите, можно попробовать. По крайней мере, такая попытка подтвердила бы чистоту помыслов и истинную заботу о «бедных зрителях» организаторов Платформы, и, что немаловажно, позволила бы и зрителям, и авторам ездить на оба фестиваля.
Но организаторы Платформы вместо этой простой вещи стойко продолжают искать пути насаждения в умах непосвященных в детали истории появления Платформы на Мастрюках зрителей мысль о том, что Платформа — это на самом деле Грушинский, и что надо им ( в смысле «двум грушинским» ) объединиться.
Теперь очередная попытка материализовать эту мысль и поменять свое название на более известное при помощи представителей «Единой России» и Министерства культуры, сверху…
Кстати, на собрании Худсовета Грушинского, о котором идет речь, нам стало понятно, что ни депутат Александр Хинштейн, ни Помощник Министра культуры не обладают действительно полной информацией об истории переезда Грушинского фестиваля на Федоровку. И именно в этом причина сложностей в нашем с ними диалоге об их инициативе.
Грустно, что, пользуясь тем, что этим людям высокого ранга некогда разбираться во всех перипетиях истории конфликта, организаторы Платформы под видом праведной инициативы, которую, якобы, поддерживают ВСЕ барды и ВСЕ зрители, по сути вводят уважаемых государственных людей в заблуждение, провоцируя их принимать невзвешенные решения на основании необъективных выводов, сделанных из неполной и односторонне представленной информации.
Вопрос: зачем? Ответ «ради зрителей» — не принимается. Лукавство. Зрителям хорошо и на Платформе, и на Грушинском.
Для них неважно название, если они привязаны к месту, а если привязаны к фестивалю — неважно место его проведения.
Вопрос: тогда, зачем? Ответ, к сожалению, прост и объясняет все.
Власти готовы признать Грушинский фестиваль с его 40-летней историей национальным достоянием, а значит — оказать ему финансовую поддержку. Но, уверяемые Платформой, что Грушинский вовсе не переехал, а «разделился», власти приветствуют идею, чтобы Грушинский был один, но большой (каким он, собственно, и был до появления новых арендаторов Мастрюковских озер). И тогда власти готовы финансировать этот один — но большой — фестиваль.
А если будет два разных, но одновременно — то это уже не национальное достояние, а просто два самостоятельных фестиваля. И финансировать каждый из них нерентабельно и непрестижно. И такой государственный подход к делу вполне логичен.
Грушинский фестиваль это устраивает, его и так практически не финансируют: легенды о выделении 40-му Грушинскому 8 миллионов пусть останутся на совести тех, кто их распространяет. Есть реальные люди, вложившие в этот фестиваль свои реальные деньги под обещание местных властей выделить финансирование. Его до сих пор нет.
Но при этом у Грушинского не возникает желания присоединяться к кому-то, только ради того, чтобы получить деньги на фестиваль. Оргкомитету — то есть, непосредственным организаторам Грушинского, это не нужно. Потому что на фестивале в творческом смысле все прекрасно: гости, зрители, песни, традиционный дух бардовских фестивалей.
Неужели Платформе, как новому, яркому самостоятельному фестивалю чего-то из этого не хватает? Или им этого мало?…
Ну а упоминание имен мэтров жанра авторской песни в контексте того, что, мол, нынешний фестиваль на Масрюковской поляне совсем не тот, о чем они рассказывали раньше, отношу опять же к недостаточной информированности Вениамина Борисовича, который посетил лишь альтернативный фестиваль.
Невнимательно, видимо, Дима, слушал Вениамина Борисовича. Тот дважды сказал, что был и на фестивале у Мартынова, и на Федоровке. И что он еще раз убедился: у Мартынова тоже хороший фестиваль, но Грушинский для него, Смехова, — один, там, где Грушинский клуб, с которым его когда-то познакомил Юра Визбор.
И это его право. Суть не в том, что на двух фестивальных полянах происходит похожее действо — такое действо происходит на большинстве фестивалей авторской песни. Но это не дает им повода называть себя Грушинскими (хотя — и такие прецеденты известны).
Ни от одного из мэтров я не слышал такого мнения. Наоборот, упомянутый Веней Дмитрий Антонович Сухарев несколько раз после раскола приезжал на Мастрюковскую поляну, был там председателем жюри и всегда выступал и выступает за объединение расколотого народного достояния.
А я такое мнение от некоторых мэтров слышала, но предпочту, чтобы они сами об этом высказывались, если захотят.
А «Народное достояние» — если ты имеешь в виду Грушинский фестиваль — никто не раскалывал, его просто не защитили!
И в первую очередь, те, кто был рад конфликту Грушинского клуба с новыми арендаторами.
Что же ты, Дима, ставший вдруг сегодня таким защитником «народного достояния», тогда так горячо и публично не призывал сохранить Грушинский фестиваль как народное достояние?
Ты прекрасно знаешь, что нашлось в тот момент достаточно много тех, кто не сказал новым арендаторам «не трогайте народное достояние», а порадовался, что можно этим конфликтом воспользоваться и самим предложить свои услуги по организации фестиваля. И мотив приличный нашелся – все те же «зрители», которые столько лет тоже создавали это достояние, и привязаны к месту и к датам.
Полагаю, Сергей Никитин до сих пор находится в ожидании этого объединения, если за все семь лет раскола не приехал ни на один из фестивалей.
Это только твое предположение. Не стоит манипулировать достойными именами без их ведома.
Александр Моисеевич Городницкий во всех наших с ним беседах о ситуации с Грушинским всегда ратовал за прекращение вражды и продвижение к единому фестивалю.
Официальная позиция Александра Моисеевича была изложена им на упомянутом Худсовете, отражена в итоговом протоколе и она не совсем такова, какой её рисуешь ты.
Кроме того, что касается Александра Моисеевича — ты прекрасно знаешь, что многое в его ответе зависит от того КАК задан сам вопрос. Как ты ставишь вопрос – видно из твоего поста. И нельзя сказать, что в нем не содержится ожидаемого ответа и спекуляции на стремлении Городницкого к сохранению того единственного Грушинского фестиваля, каким Городницкий знал этот фестиваль десятилетиями. Однако, Александр Моисеевич имеет свое мнение по всем вопросам, обсуждавшимся на собрании. Это мнение — в стенограмме и протоколе.
Ну и в заключение — немножко из моего личного немалого опыта посещения Грушинских фестивалей с 1978 года. Я тоже ностальгирую по духу той старой Грушинки 70-80-х, к приезду на которую тогда уже мэтры Визбор, Берковский, Сухарев, Никитины каждый год готовили новые песни и о которой говорит в начале своей речи Вениамин Борисович. Так вот именно этот дух я вновь ощутил после долгого перерыва на фестивале Платформа в 2012 году, когда каждый приехавший участник был сотворцом общего действа, именуемого Фестиваль авторской песни, а ночные поляны вспыхивали огнями фонариков и мобильных телефонов в такт исполнителю, стоящему на сцене.
Очень рада за тебя и всех, кто ощутил все это в 2012 году на Платформе. Понимаем вас, так как сами мы — те, кто с 2007-го переехали с Грушинским на Федоровку – тоже ощущаем это все эти семь лет, и особенно сильно и ярко — на прошедшем в 2013-м 40-м Грушинском.
И это лишний раз доказывает, что у каждого из двух параллельных фестивалей – Грушинского и Платформы – своя собственная жизнь. И нет никакой нужды призывать один из них присоединиться к другому!
Может, кому-то и нравится жить в коммуналке, но большинство молодых семей все же предпочитают жить отдельно от родителей, при этом с удовольствием ходят к ним в гости. И наоборот.
Твой призыв к объединению, учитывая твое непосредственное участие в организации всех фестивалей Платформа вызывает большое недоумение и вопросы тем, что настойчиво звучит именно сегодня.
Почему именно сейчас, когда 40-й Грушинский прошел ярко и успешно, еще раз показав, что верен себе и своим традициям, ты вдруг так яро и настойчиво стал трубить о возвращении «единого Грушинского». Чем тебе плох ваш прекрасный новый фестиваль Платформа?
Опять эта показная «забота о бедных мечущихся зрителях»? Не верю. Не забудь, мы ведь на Федоровке тоже общаемся со зрителями и участниками. И не рвутся они ни с кем объединяться, им и так все нравится, иначе бы не ездили.
Поверь и услышь, наконец, Грушинскому фестивалю и большинству тех, кто постоянно ездит на Федоровку, просто хорошо там! У нас ни разу не возникало желания с кем-то объединяться, мы всегда рады гостям (Мищуки и Шаов тебе это подтвердят!)
Хватит уже за нас кричать на каждом углу, что нам там без единого с Платформой фестиваля плохо. НАМ ХОРОШО!
Если ты переживаешь за Платформу — перенесите даты — и все наладится: все, кто хочет, будут на обоих фестивалях.
С уважением, Галина Хомчик
Пост на Фейсбуке:
Дмитрий Богданов. 25 октября
О чем думаю?
О том, что многих моих фрэндов могла удивить или ввести в заблуждение одна недавняя публикация.
На днях мой давний друг и соратник по бардовскому фестивальному движению Виктор Забашта поделился в Facebook’е видеозаписью выступления глубоко уважаемого мной Вениамина Борисовича Смехова на неком мероприятии, которое автор публикации обозначил как заседание Художественного совета Грушинского фестиваля. Из представленного видеоматериала видно, что я там присутствовал. Попутно отмечу два обстоятельства: первое — приглашали меня на встречу, предполагавшую совсем иной формат, связанный с инициативой восстановления единого Грушинского фестиваля; второе – автор видео не спрашивал моего разрешения ни на съемку, ни на использование моего печального изображения, на фоне которого произносит речь Вениамин Борисович. Непосвященный зритель может подумать, будто я разделяю позицию уважаемого мэтра. В самом конце его речи только очень пытливый зритель может заметить не полностью отрезанную мою негативную реакцию.
Сначала обозначу свою общую позицию по вопросу объединения Мастрюков и Федоровки. Я всегда воспринимал это разделение как совершенно неестественное и нелепое. Неспособность организаторов договариваться привела к тому, что люди творящие и просто зрители вынуждены разрываться между двумя одинаковыми и по форме и по содержанию событиями, на каждом из которых есть много соратников, друзей, интересных авторов и проектов. Так быть не должно! И уж тем более не должны люди творческие поляризоваться в этой ситуации. С сожалением отмечаю, что некоторые из моих товарищей по цеху склоняются в сторону непримиримых позиций одной из сторон конфликта. Отношу это все же к разряду недоразумений и недостаточной информированности.
Дорогие барды, исполнители, соратники! Давайте историю раскола, споры о “брэндах”, “рейдерских захватах”, “анти-грушинских персонах” и проч. оставим на совести функционеров. Наше дело — творчество, а не “разборки”. Призываю вас не занимать в этом конфликте оргструктур чью-либо сторону, если вы не обладаете полной информацией или собственным сравнительным опытом. Однако, полной информацией, как известно, обладает только Господь Бог, а вот сравнительный опыт можно получить, если перестать враждовать, наладить хотя бы для начала взаимодействие между худсоветами обоих фестивалей и транспортное сообщение между полянами, чтобы убедиться в том, что нам нечего делить и что вместе нам всем будет только лучше!
Поначалу я собирался детально возразить на речь Вениамина Борисовича, но пересмотрев видео еще раз, я понял, что когда он говорит о народном достоянии – я с ним совершенно согласен. Вот только понимание этого достояния у нас пока выглядит по-разному. Мне не брэнды важны, а люди, их годами сформировавшиеся личные и творческие связи, традиции.
Ну а упоминание имен мэтров жанра авторской песни в контексте того, что, мол, нынешний фестиваль на Масрюковской поляне совсем не тот, о чем они рассказывали раньше, отношу опять же к недостаточной информированности Вениамина Борисовича, который посетил лишь альтернативный фестиваль. Ни от одного из мэтров я не слышал такого мнения. Наоборот, упомянутый Веней Дмитрий Антонович Сухарев несколько раз после раскола приезжал на Мастрюковскую поляну, был там председателем жюри и всегда выступал и выступает за объединение расколотого народного достояния. Полагаю, Сергей Никитин до сих пор находится в ожидании этого объединения, если за все семь лет раскола не приехал ни на один из фестивалей. Александр Моисеевич Городницкий во всех наших с ним беседах о ситуации с Грушинским всегда ратовал за прекращение вражды и продвижение к единому фестивалю.
Ну и в заключение — немножко из моего личного немалого опыта посещения Грушинских фестивалей с 1978 года. Я тоже ностальгирую по духу той старой Грушинки 70-80-х, к приезду на которую тогда уже мэтры Визбор, Берковский, Сухарев, Никитины каждый год готовили новые песни и о которой говорит в начале своей речи Вениамин Борисович. Так вот именно этот дух я вновь ощутил после долгого перерыва на фестивале Платформа в 2012 году, когда каждый приехавший участник был сотворцом общего действа, именуемого Фестиваль авторской песни, а ночные поляны вспыхивали огнями фонариков и мобильных телефонов в такт исполнителю, стоящему на сцене.
Дорогой Вениамин Борисович!
От имени Худсовета Платформы и от себя лично приглашаю Вас на фестиваль Платформа в 2014 году. Мы будем очень рады принять Вас! Наша благодарная публика ждет Вас! Мы были бы так же рады, если бы Вы приняли участие в нашей образовательной программе, дав мастер-класс. Если же Вы предпочтете ехать на Федоровские луга, но сочтёте возможным хоть ненадолго посетить Мастрюки, я лично позабочусь о транспорте для Вас и буду рад показать Вам наши достижения и обсудить наши недостатки. А уж если наша встреча произойдет в рамках объединенного фестиваля, то с меня бутылка отменного “бургунского”!
Какие напитки предпочитает Атос в летнюю жаркую пору на завтраке в бастионе Сен-Жерве на берегах Волги?
Один за всех! И все за одного!