Разное

Большая Летняя жизнь на Грушинском

      Каждое лето, когда приближается июль,  зовёт нас  дорога отправиться  за рулём  по трассе «Урал» или на поезде «Москва –Тольятти», или на  самолёте,  улетающем из Шереметьево в  Курумыч…

А там, как завиднеется многоводье под  названием «Жигулёвское море», так уже рукой подать до Фёдоровских лугов, до Грушинского фестиваля.  А нам туда и надо, к Волге, к песням, к друзьям, к Гитаре, которая с большой буквы. И к той самой Горе, которая как-то волшебно делает из многих-многих «я» — одно — единое «Мы»… Бывают ещё такие чудеса на свете.

     В этом году Грушинский фестиваль состоялся 38-й раз. Пусть будет много песенных фестивалей – много «хороших и разных», имеющих свои традиции, свои неповторимые облики и свои прекрасные имена, а  «Грушинский» — это тот, который начался в 1968 году, как песенное воспоминание о славном парне Валерии Грушине. Это тот фестиваль, который выстоял, не исчез и не сломался, когда его запрещали на шесть лет в восьмидесятые. Это праздник наших встреч и наших любимых песен, который длиться больше сорока лет.

    38-й Грушинский в этом году опять просторно и как-то очень уютно расположился на Фёдоровских лугах. Сразу за мостиком, соединяющим торговую поляну и Грушинский палаточный «город», начинаются два главных «проспекта»: одни к пресс-центру и футбольному полю, другой – к лагерю почётных гостей – «Гостиному двору». И вот первые пять после мостика – и мы уже на песенной территории возле сцены «Время колокольчиков», названной так в память об Александре Башлачёве. Концерты на этой сцене начались с утра первого фестивального и , как мне показалось, не умолкали не на минуту ни днём, ни ночью. Сцена примыкает к лагерю почётных гостей, и  можно слышать «Колокольчики», даже забираясь на рассвете в палатку…

    «Гостиный двор» вообще был плотно окружён песенным кольцом: недалеко от  входа располагалась стоянка «Пилигримов» —  привал поэтов, приют Пегаса, где проходили творческие мастерские,  презентации книг поэзии и выступления участников интернет конкурса. Командовал на этой сцене Эдуард Филь, он же организатор и вдохновитель интернет конкурса. Очень хочется, чтобы у этой литературно-музыкальной площадки появились на будущем фестивале профессиональная звуковая аппаратура и несколько хороших микрофонов.

 У гостеприимных «Пилигримов» прошла презентация и моей новой книги «Необходимость» при участии соавторов по песням Натальи Гудковой –Сарповой, Натальи Приезжевой, Валерия Афанасьева и Александра Жукова, который попал к «Пилигримам» практически с трапа самолёта. А дальше – сцена «Палуба», где с утра четверга расположилось весьма представительное жури первого тура, а перед его светлы очи приходили с гитарами соискатели, которых оказалось более двухсот

С другой стороны «Гостиного двора» в начале третьего основного «проспекта», пролегающего  вдоль живописной волжской протоки, была устроена  главная сцена Поляны, на которой проходили концерты почётных гостей, лауреатов и дипломантов фестиваля.  Очень понравилось такое расположение главной сцены и хотелось бы, чтобы оно стало традиционным на Фёдоровских лугах.

     Если не задерживаться долго у главной сцены, а идти дальше по  «проспекту», то можно свернуть в «Детскую республику», где добрейший из добрых Ирек Гитаулин вдохновляет детей на песенные подвиги. А дальше по проспекту – «Чайхана», задержаться у которой я так и не успела, но смех, доносящийся оттуда, слышала ясно, могу подтвердить: там было весело. А ещё дальше и чуть левее – площадка, руководимая очень серьёзным бардом Андреем Крамаренко. И задача у него была наисерьёзнейшая – проводить концерты бардовской классики. На сцене «Классики» звучали песни наших любимых –Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Виктора  Берковского, Новеллы Матвеевой, Веры Матвеевой,  Михаила Анчарова. Концерты на этой сцене тоже начались в первый фестивальный день и, пожалуй, все почётные гости выступили здесь как исполнители классики и порадовали слушателей песнями, которые так хорошо подпевать, потому что знаешь их с детства.

      И хорошо было стоять, прислонившись к берёзке, и слушать, как  автор прекрасных песен Наташа Кучер чудесно поёт песни Юрия Визбора и Новеллы Матвеевой, а изумительный гитарист Игорь Хомич ей аккомпанирует экспромтом, схватывая на лету мелодии. Игорь появился на Грушинском впервые в 2009 году, приехав вместе с бардом Александром Жуковым, как его аккомпаниатор. Тогда состоялось их первое и очень успешное  выступление  на Гитаре. Игорь Хомич своим мастерством  сразу запал в душу грушинцам, запомнился и в этом году уже в Грушинском городе вслед ему радостно говорили друг другу молодые ребята: «Смотри, Хомич приехал, вот классно!»

     А ещё дальше, дальше пройдешь и попадёшь на площадку «Мы вместе», созданной  зеленокумской командой Юры Грушина. Рядом со сценой огромный транспарант — коллективный портрет фестиваля:  десятки знакомых лиц поющих людей, участников Грушинского фестиваля и эти оптимистические слова: «Мы вместе!»

Этот район Грушинского города очень-очень гостеприимный, славится хлебосольством, пирожками и гороховым супом, который наливают каждому, случайно присевшему к длинному столу. Место это  и в чём-то загадочное, кое-кто приписывает ему свойства Бермудского треугольника, что, якобы люди приходя сюда, уже не уходят обратно… Но это уже мифология, сопровождающая всякую традицию.  А реальность такова, что концерты идут здесь нон-стоп, сцена очень популярна на Грушинском. В этом году  она «приютила» жури второго тура, которому досталось в пятницу прослушать 98 соискателей. 35 из них прошли в третий тур конкурса, который проходил на главной сцене Поляны. В этом году жури возглавил Вадим Егоров. После концерта третьего тура были названы победители конкурса. Они стали лауреатами 38-го Грушинского фестиваля и  удостоились высшей награды фестиваля – участия в концерте на Грушинской Гитаре перед всевидящей – всезнающей — тысячеокой Горой:

      Ирина Сурина (Москва),  Игорь Иванченко (Кемерово), Валерий Шишкин (Тамбов), Павел Сыч (Гатчина), дуэт Татьяна Задорская и Екатерина Нехаева (Бостон), ансамбль «Бархат» (Тюмень).

   Для меня второй фестивальный день – пятница – весь прошёл в жури второго тура. Можно ли при прослушивании более ста песен не утратить способность отличить лучшее? Оказывается можно. Потому что талант всегда поражает. И всегда его ждёшь, и радуешься, когда встречаешь. Но если задуматься о будущем фестивале и предположить, что в конкурсе будет ещё больше участников, то надо предполагать и больше площадок прослушивания, чтобы каждому пришедшему на конкурс со своими песнями, со своим творчеством, с  надеждами и поисками,  достались от жури первого и второго туров  минуты пристального внимания и общения.

    Грушинская суббота. Не о ней ли поётся в песне  Виктора Берковского, как о «божественной субботе»? О, да, Грушинская суббота прекрасна с самого утра и  до вечера, и дальше до ночи, и дальше, когда она уже становится утром воскресенья…

   Но до этого ещё далеко, ещё впереди эта «маленькая жизнь», эта «божественная суббота»! Ещё только утро – и начало заключительного песенного конкурса, начало третьего тура. Можно прийти к главной сцене, уютно устроиться в тени деревьев на траве и слушать конкурсные песни, просто как  хороший концерт, в котором очень много новых незнакомых песен и какие-то из них обязательно тронут твоё сердце, а значит не зря ты тут сидишь под деревом, не зря приехал на фестиваль. После завершения конкурса, на сцене продолжаются выступления, поэтому можно не уходить, а наслаждаться этим песенным марафоном.

    В этом году на главной сцене был потрясающе прекрасный звук! Большое спасибо звукооператорам и организаторам этой площадки. Мне  посчастливилось в субботу читать свои стихи с главной сцены для людей, заполнивших всю поляну. И это было какое-то счастье. Выступали  мы вместе с Александром Жуковым и Игорем Хомичем. Александр Жуков пел свои песни, и песни на стихи Юрия Кублановского и на мои, а я читала стихи о горах, о Волге, о дорогах, о самом главном в жизни…

   Вскоре после нашего выступления на главную сцену вышел долгожданный Олег Митяев. К этому моменту поляна перед сценой уже была настолько многолюдна, что казалось, будто  весь город Грушинский пришёл слушать своего любимца. И я опять вспомнила, как впервые увидела Олега Митяева на Грушинском. Это было несколько лет назад, на Горе.  Мы сидели и ждали начала концерта и вдруг по рядам, как будто  ветерок, пронёсся шёпот: «Митяев… Митяев… Митяев…»  Он шёл между рядов, и сотни людей узнавали его и радостно повторяли его фамилию. Олег Митяев прошёл рядом и как будто задел нас какой-то теплой волной, прокатившейся вслед за ним. Один из признаков таланта – запоминаться людям…

   И в этом году на Грушинском очень  ждали Олега, и он приехал и состоялся его концерт на главной сцене, такой летний-летний и яркий, такой душевно просторный и искренний. Это был настоящий праздник. Вся поляна пела вместе с Митяевым его песни. Казалось, что люди будут петь, даже если он замолчит и просто будет сидеть на сцене и слушать. Но он пел. И как-то так по-домашнему единожды забыл слова, а с поляны ему подсказали, тоже по-домашнему, ведь это наш праздник в нашем Доме, в нашем Грушинском городе – с нами вместе поёт Олег Митяев про лето… «А лето – это маленькая жизнь!»

    После концерта Олега уже немного времени осталось до самого главного фестивального события – до концерта на Грушинской Гитаре.  Гора постепенно заполнялась зрителями, к девяти вечера на склоне уже были  тысячи людей. Мы сидели и любовались вечерним небом, простором, водной гладью, наивным корабликом с алыми парусами, любимой нашей Гитарой, на которую скоро выйдут барды и начнётся песенное действо.

   И как всегда, оно началось с «Маленькой баллады о большом человеке» и мы все стояли и пели эту песню в память о Валерии Грушине. И как всегда, вели концерт Борис Кейльман и Галина Хомчик, и как всегда находили они для всех и для каждого выходящего на Гитару добрые и очень личные слова.

    Хорошо, когда создаётся добрая традиция, через это «как всегда»  у людей возникает уверенность в незыблемой ценности  вечных простых понятий : дружбы, взаимопонимания, любви, бескорыстия…

    Я пишу эти строки 1 августа, почти месяц прошёл с того концерта на Гитаре, но он не потускнел в памяти. В этой статье не хочется критиковать  выступления, не оставившие  яркого следа. Трудно сказать, почему какой-то прекрасный исполнитель вдруг спел не так уж прекрасно. Я за позитивную журналистику и за то, чтобы судить о человеке по его победам, а не по неудачам.  Поэтому я о победах.

       Гора победила ночь своими фонариками! Гитара победила одиночество и молчание своими песнями! И они вместе на несколько часов победили социальную энтропию, сплотив нас одновременным переживанием. Как прекрасны наши лауреаты! И совсем юные: девочка (Ангелина Лапшина из Тольятти), спевшая  песню Ады Якушевой «Ты моё дыхание»  и мальчик (Костя Козырев из Ульяновска), рассказавший нам в песне Алексея Апполинарова о своей мечте-черепашке…

 И наши взрослые победители, приехавшие из разных городов России и даже из Америки, из Бостона – все пели чудесно, за всех радостно. А выступление Ирины Суриной – это обычное волшебство, шаманство какое-то безметафорное. Так бы слушать и слушать её голос, и пусть бы не кончалась эта песня никогда. Волновалась за Игоря Малыгина. Его удивительный голос как будто создан для волжских просторов, но слышать раньше песни Малыгина на Гитаре мне доводилось. Очень хотелось, чтобы его приняли хорошо, поняли и поддержали. Так  и произошло – и поняли, и фонариками посверкали ему.

Достойно и красиво  прозвучали на Гитаре песни Владимира Высоцкого, спетые дуэтом Алексеем Зыковым и Светланой Григорьевой.  Очень хорошо выступили Александр Жуков и Игорь Хомич, они исполняли песню  «Далёкая планета», которую уже называют «визитной карточкой» Александра Жукова. На Гитаре он пел её впервые, и Гора приняла песню и поблагодарила барда огнями фонариков и криками «браво!». И подарили нам яркие необыкновенные песенные «миниспектали» ансамбли «Бархат»,  «Калина красная», «Дефекты речи»…. 

    И корифеи авторской песни Вадим Егоров, Галина Хомчик, Олег Митяев выходили на Гитару к микрофонам и пели наши любимые песни, и мы подпевали, конечно, и радовались и этим песням и новому соприкосновенью с настоящими талантами…

   Так проживается на Грушинском за три-четыре дня очень большая летняя жизнь, потому что если помножить тысячи участников на сотни песен, а потом  ещё на тысячи минут, то получится примерно столько же, сколько звёзд на ночном июльском небе в ясную погоду. А это очень много.

   Ирина Алексеева

Добавить комментарий