Трёхдневный песенный месяц
… Очень быстро светало.
Михаил Трошенков
Очень захотелось вынести в эпиграф строчку из прекрасно-грушинского стихотворения Михаила Трошенкова… О, да! Светает на песенных волжских берегах чрезвычайно быстро… Так быстро, что непонятно, а была ли ночная тьма? Ведь у песни главная задача – разгонять тьму любого рода. И с этим песни на Грушинском справляются легко и непринуждённо… А вот закаты над Волгой в июле медленны и протяжны, как грустные лирические мелодии… Но как бы быстро ни светало, время здесь замедляет свой бег. И напрашивается в строку афоризм из запомненных с детства стихов Маршака: «Мы знаем время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его».
На Грушинском время наполнено содержимым самого чудесного рода – радостными встречами, дружеским общением, музыкой, поэзией, песней… И небом над Волгой, и дорогой к Волге, и Волгой: «Да, вот она!» (Помните песню Олега Митяева?)
В этом году я была на Грушинском, если верить датам на билетах, всего три дня – с утра пятницы до вечера воскресенья. Но уже субботней ночью на Грушинской Горе показалось, что я здесь давным-давно… Не знаю сколько, но точно не меньше месяца… Такой получился трёхдневный июльский месяц…
С общением повезло сразу, ещё до приезда на Поляну. Здесь необходимо вспомнить русскую пословицу: «Не было бы счастья…» Дело в том, что я разминулась со службой встречи почётных гостей, и, недолго покрутив головой направо-налево, поплелась в некотором расстройстве на маршрутку, которая отправлялась от вокзала Жигулёвское море до Поляны фестиваля. (Как потом выяснилось, в эти минуты на вокзале меня усиленно искали встречающие…). В маршрутке намечавшиеся грустные мысли улетучились мгновенно. Напротив сидел молодой человек с гитарой! И рядом – слева тоже сидел молодой человек с гитарой! А справа было окно, в которое виделась знакомая дорога через Прибрежный – вниз, вниз, к Поляне, к Волге… Мне досталось местечко в первом ряду – лицом ко всем попутчикам, это было замечательно: захотелось сразу со всеми познакомиться и поговорить, ведь эти люди ехали на Грушинский! Никто их специально не приглашал, не присылал им билеты, никто не встречал на вокзале… Но именно для них в сорок третий раз происходит это великое песенное действо на Волжском берегу. Чтобы все мы вместе не забывали простого славного парня Валерия Грушина, чтобы все мы вместе пели наши любимые песни, и рядом друг с другом, рядом с песнями отдыхали душой.
Наверно через минуту в маршрутке мы уже почувствовали себя некой роднёй по линии Грушинского, поэтому разговаривать было очень легко. Парень, сидящий напротив – Лёша – сказал, что едет на Грушниский впервые! Все ему захлопали! Я конечно принялась его расспрашивать, и он рассказал, что родом из Тольятти, песни начал сочинять ещё в армии, служить приходилось и в горячих точках… И вот этим летом он решил поехать на фестиваль, о котором много слышал. На душе у меня стало легко и радостно от того, что вот рядом человек, молодой, но уже много испытавший в жизни, любящий песни… И первый раз едет на Грушинский! Наверно мне передалось его чувство радостного ожидания.
А парень, сидящий слева от меня, — Виктор, — рассказал совершенно замечательную историю своих поездок на Грушинский. Он приезжает на фестиваль из Москвы уже много лет подряд, бывал и на Фёдоровских лугах. На фестивале у него место встречи с друзьями из разных городов. Когда-то они были вместе в походе, подружились, и договорились каждый год приезжать на Грушинский. «Место встречи изменить нельзя» — так Грушинский стал для них излюбленным пространством дружбы… Наш разговор с ребятами уже слушала вся маршрутка, попутчики наперебой стали вспоминать свои первые приезды на фестиваль… Конечно, я тоже никогда не забуду свой первый приезд на Мастрюковские озёра в 2000-м… Но я рассказала попутчикам о другом случае. Несколько лет назад ко мне приехала погостить пожилая родственница из моего родного Челябинска. Для выполнения столичной культурной программы я пригласила её на один из бардовских концертов в Дом музыки. Родственница внимательно смотрела на сцену, слушала песни, разглядывала публику… А потом с грустью, покачав головой, сказала: «Да… старенькие все…» Реакция на мой печальный рассказ была противоположная –попутчики смеялись все! И молодые, и «старенькие»! До того, как мы доехали до Поляны, я успела сказать и Лёше, и Виктору, что очень рада видеть молодых людей с гитарами на пути на Грушинский. Молодые поют – авторской песне жить! И фестивалю жить — долго, долго…
На Поляне Грушинского я сразу включилась в работу второго тура конкурса поэзии, который проходил в лагере «Пилигримов». В этом году лагерь расположили очень удачно – рядом с Гостиным двором – в центре Поляны. Чувство радости и лёгкости, возникшее ещё в маршрутке, меня совсем захватило. Так это прекрасно и удивительно – не многим больше часа прошло после приезда, а вокруг – кипение праздника, и куда бы ни пошёл, куда бы взгляд ни кинул – везде эпицентр какого-то необыкновенного счастья. Я пишу об этом, чтобы поделиться этим чувством. Мне кажется, оно охватывает там, на фестивале каждого человека. Разве может быть иначе? Конечно, существует конкурс, а в конкурсе побеждает не каждый, а только тот, кого выберет жюри. Испытание… Но ведь в этом процессе и другое испытание присутствует. Ну не стал ты первым, не прошёл в лауреаты, не вышел на Гитару со своей песней… Но сумей порадоваться за другого человека… Если возможен конкурс великодушия, то лишь счастливые люди его выигрывают. Потому что дар великодушия – это счастье на всю жизнь.
Я пишу про это, потому что в одной из бесед на фестивале прозвучала фраза, которая отозвалась горечью в моей душе: «Сколько лет я работаю на чужой успех…». Тогда от горечи не смогла этому барду ничего вразумительного сказать, но может быть, сейчас он читает этот «отчет» о моих впечатлениях…Ничего, был бы у кого-то успех, а мы за них порадуемся, и поможем, и в десятый, и в сотый раз…
На мастерских для авторов, пишущих стихи, которые мы в Грушинской академии проводим традиционно вместе с Владимиром Шемшученко (в субботу днём обычно) я всегда рассказываю начинающим поэтам историю жизни классика американской поэзии Эмили Дикинсен. (Но не только потому, что она из круга моих любимых авторов.) При её земной жизни не было опубликовано ни одного стихотворения. А потом… Теперь она названа классиком, её книги в США в каждом магазине, в каждой библиотеке… Это — к вопросу об успехе…
Но возвращаюсь к площадке «Пилигримов». За несколько лет участия в жюри конкурса поэзии, этот лагерь стал совсем родным. И не только для меня. Наверняка, все выступавшие здесь, запоминают надолго гостеприимство Эдуарда Филя – руководителя этой площадки. Эдуард – организатор Грушинского интернет –конкурса, душой болеющий за это виртуальное пространство, в котором так много может уместиться и песен, и стихов, и встреч с талантливыми людьми из разных городов и стран… Большие возможности существуют у интернет-конкурса и необходимо их полностью реализовать на благо фестиваля… Но очень хочется и не только виртуальных побед, хочется полистать страницы альманахов, вышедших по итогам интернет-конкурса, послушать аудио-альбомы, увидеть на фестивале выставки работ победителей фотоконкурса… Верю, всё это будет! Потому что для моего любимого фестиваля нет ничего невозможного. Такое моё мнение.
На втором туре конкурса поэзии мы с Владимиром Шемшученко – замечательным поэтом из Санкт-Петербурга, слушали выступления прошедших авторов, перечитывали тексты, спорили… Но в итоге, (как стало известно в субботу) из «наших» четверых посланников на третий тур – трое стали призёрами: двое дипломантов и лауреат – это хороший результат! Так радовалась я за лауреата конкурса поэзии! Не могу не процитировать здесь стихотворение Михаила Трошенкова, написанное на Грушинском в прошлом году и прочитанное автором в этом году на Гитаре:
Земная ли женщина в утренней стыни,
а может быть, просто лесная богиня,
свои заповедные бросив чертоги,
сошла в это утро по зыбкой дороге.
Запутавшись косами в здешних затонах,
В моих оказалась случайных ладонях.
А мне даже страшно – так быстро светает!
А вдруг, как туман она тут же растает,
и я не пойму, что, быть может, отчаянье
терзает ее, и совсем не случайно
В ладони мои оказались так кстати:
я мог бы утешить и что-то сказать ей,
и все по-другому на свете бы стало…
А я не успел – очень быстро светало.
И мне видится, что сама поэзия как «лесная богиня» снисходит на Поляну Грушинского и остаётся там во всём, к чему прикасается. Присутствие её в этом году на фестивале было невозможно не заметить – оно и зримо, и слышимо.
На Главной сцене состоялись выступления Евгения Евтушенко. Выдающийся поэт современности приехал на Грушинский фестиваль в четвёртый раз. Первый его приезд состоялся в 2008 году, ещё на Фёдоровские луга. С тех пор Евгений Александрович полюбил Грушинский, называет его любимым фестивалем, посвящает ему стихи. В одном из посвящений Грушинскому он называет фестиваль ласково –певуша, и заканчивается стихотворение строчками, запоминающимися сразу на слух:
Здесь Высоцкий и Окуджава
И бессмертная их держава.
И как подтверждение этим строчкам – новый лауреат в номинации исполнитель Анастасия Русанова — она пела на Гитаре песню Булата Окуджавы «О молодом гусаре». Молодёжь поёт Окуджаву. Праздник души, да и только! А вот «Надежды маленький оркестрик» — это неотъемлемый атрибут Грушинского, даже если не звучит громко эта песня, то значит, чтопросто она пока притаилась в вашем сердце. Во многих-многих сердцах… И прекрасно, что мелодия этой песни витает над Грушинской Гитарой…
И Владимир Высоцкий. Он из любимейших авторов Грушинской Гитары и Грушинской Горы. В этом году на фестивале был его сын Никита Владимирович Высоцкий. Никита Высоцкий прочитал на Гитаре стихи своего отца. Мне показалось, что он очень волнуется… В его голосе я услышала такое святое переживание: «Донести, не расплескать…» И прозвучали стихи по-настоящему, достойно памяти великого человека – Владимира Семёновича Высоцкого. Исполнитель его песен – Алексей Зыков – из любимых поющих людей Грушинского. И спасибо ему за верность песням Высоцкого! Как и в прошлом году исполнением песен любимого барда порадовал нас – слушателей-зрителей на Горе наш американский друг Джошуа Ланца. В этот раз спел на Гитаре «Диалог у телевизора». Было забавно слушать знакомую песню, исполняемую с милым акцентом. Мы смелись, конечно… Но я вспоминала Джошуа, как автора музыки к стихам Пушкина, и думала о том, что очень бы мне хотелось ещё услышать песни Джошуа на стихи русских поэтов…
На Грушинском в этом году было очень много песенных площадок. Все их пройти и у каждой постоять-послушать, конечно, я не успела. Но знаю, что было их восемнадцать! И даже названия их приятно произносить, и мечтать: «Вот где я ещё не была!»… Есть о чём мечтать: «Время колокольчиков» «Степной ветер», «Междуречье»… Да, а в «Междуречье» я была! Сцена находится рядом с дорогой на Волгу – истинно – «Междуречье»! И вечером в пятницу я пришла туда «на голос»! Направлялась в лагерь «Мы вместе» и услышала знакомый любимый голос Эльмиры Галеевой. Она с Олегом Ковалёвым выступала в «Междуречье»! Вот и ещё одна счастливая встреча на Грушинском. Послушала песни, обнялась с Эльмирой и Олегом. Очень люблю их — прекрасных талантливых казанцев. И всех их друзей-казанцев вместе с Казанью – целиком!
О площадке «Время колокольчиков» знаю со слов ещё одного любимого замечательного барда Виктора Попова. Он мне рассказал, что если туда придёшь, то уйти уже практически невозможно… Ну, я его так поняла. И теперь мечтаю о «Времени колокольчиков»… А из сбывшихся мечтаний – это выступление на сцене «Зазеркалье». Тут всё совпало – и встреча с милыми сердцу организаторами — Галей и Сашей Ротенбергами и Людой Дорониной. И встреча с бардом Сашей Жуковым и гитаристом Игорем Хомичем, — с ними меня связывает давняя дружба, начавшаяся ещё на фестивале памяти Визбора в Фанских горах… Радость от встречи совпала с переживанием перед выступлением на этой удивительно красивой сцене «Зазеркалье». Мне очень важно было прочитать здесь своё самое новое стихотворение, которому всего-то неделя от роду, потому что слушатели в «Зазеркалье» всегда очень чуткие….
Чудесные слушатели и на ставших родными «Пилигримах». Здесь в совместном с автором музыки Валерием Афанасьевым выступлении нам захотелось помянуть песнями и стихами наших ушедших друзей, бывавших на Грушинском, пережившим на фестивале много счастливых ярких мгновений. Виталий Калашников, Любовь Захарченко, Александр Майсюк… На Грушинской Поляне всегда хочется верить, что песни и стихи, звучавшие здесь, не исчезнут навсегда, не исчезнет память о наших друзьях. Ведь и сам фестиваль, его существование, да и цифра – 43-й – пример того, как может долгие годы существовать и преумножаться в песне память об ушедшем друге.
За площадку «Пилигримы» — моя отдельная радость и спасибо! – за то, что здесь теперь всё отлично со звуком, и можно просто сидеть на брёвнышке и слушать любимых бардов, и наслаждаться
На «Пилигримах» я послушала концерт Юрия Карпова – замечательного самарца, члена Грушинского клуба. Прекрасные песни Юрины… И прекрасно, что прозвучала среди них песня на стихи потрясающего поэта, с которым я познакомилась и подружилась на Грушинском – самарца Михаила Анищенко. Его уже нет с нами. Но стихи остались на Грушинском. И стали песнями.
В этом году на фестиваль впервые приехал не только Лёша из Тольятти – мой попутчик из маршрутки. Ещё есть неофиты, которым можно долго аплодировать: на Грушинский фестиваль впервые приехал известный поэт и литературовед Игорь Волгин, знакомый миллионам интеллигентов, смотрящих ТВ РОССИЯ-КУЛЬУРА. В своём выступлении на Гитаре он сказал, что у него появилась мечта, чтобы на его стихотворение «Орфей» написали песню, и чтобы она звучала на Грушинском… Наверно, сбудется мечта поэта. Загаданное над Волгой сбывается… А я мечтаю, чтобы на стихотворение нашего лауреата Михаила Трошенкова песня возникла. Наверно, и моя мечта сбудется, ведь она возникла на Грушинской Горе. Когда я слушала новых лауреатов 43-го Грушинского фестиваля. К лауреатам я ещё вернусь — позже. А сейчас возвращаюсь на Грушинскую поляну, чтобы рассказать об одном из замечательных концертов – выступлении Александра
Городницкого. Во-первых, спасибо, Александр Моисеевич, от интернет-конкурса за поддержку! Нашим лауреатам было очень приятно получить награды из Ваших рук!
И за концерт спасибо! В этом году в концерте Александра Городницкого участвовал питерский бард Валерий Чечет. Он аккомпанировал на гитаре и спел свои песни на стихи Николая Рубцова. И это было очень органично.
Когда происходят концерты Городницкого на Главной сцене Грушинского, самое замечательное в этом действе — чувство единения, которое очень быстро охватывает слушателей, и они готовы подпевать нашему любимому основоположнику жанра все его песни. И если бы он не спел «Атлантов» или «Севастополь останется русским» — слушатели все бы встали со своих мест и сами бы спели эти великие песни мужества и настоящего патриотизма. Но он спел. Нет, мы спели их все вместе! На пресс-конференции Александр Моисеевич на вопрос о значении Грушинского фестиваля говорил о его объединяющей дружественности, о том, что песенное действо не простое развлечение. Такое времяпрепровождение что-то меняет в человеке… «Если люди поют вместе, то они не будут стрелять друг в друга…» — один из законов человеческого общения, сформулированный Александром Городницким…
Главное событие каждого Грушниского фестиваля – это, безусловно, концерт на Гитаре для Горы. Здесь под Горой следует понимать всех нас, приехавших на песенный праздник и пришедших на склон, спускающийся к волжской протоке, на которой дожидается своих звёздных часов сцена Гитара… И здесь всё остаётся узнаваемым и традиционным, и в то же время становиться всё чудеснее. И каждый год поднимается Грушинский флаг… И парус рядом над лодкой… И лица выступающих бардов на этом парусе. А теперь ещё и новое – чудесное – на фонтане, бьющем из волжской протоки возникают меняющиеся галограммы – картины: Валерий Грушин, туристский костёр, лики великих бардов… Красиво.
Концерт как всегда начался с «Маленькой баллады о большом человеке», и по традиции песню памяти Валерия Грушина пели на Гитаре участники «Грушинского трио». И мы все стояли и пели вместе… Концерту на Гитаре предстоял долгие путь к нашим сердцам – на 43-ем Грушинском он длился пять часов, и завершился, когда уже светало. А может быть, и не было темноты в ту ночь? Ну я её не заметила. Посреди концерта только подумалось, что я здесь уже давно, наверно с месяц. И за этот месяц солнце просто ни разу не уходило за горизонт… Конечно, я не могу пересказать весь пятичасовой концерт. И передать все свои впечатления от всего услышанного. Я расскажу о том, что стало для меня самым ярким. Почти две недели прошло с той ночи, и она уже стала воспоминанием, но эти минуты не тускнеют.
И конечно, это прелестные «Федорята» — лауреаты детского конкурса. Под очарованием от исполнителей я даже не сразу сообразила, что это давно знакомая мне песня Владимира Васильева. Вот он порадуется, когда услышит этот замечательный дуэт!
И песня Олега Митяева про Волгу… Такая простая, такая великая песня. Очень хорошо, что Олег Митяев пел её вместе с бардами в начале концерта – это прозвучало как эпиграф ко всему: «Волга – да вот она!» Да, вот она, это её ароматом наполнен воздух на Горе, это её воды вместе с песнями очищают наши души.
И лауреаты этого года… На Грушинском жюри всегда живёт в ожидании: «Автора!» Все, всегда на всех турах и в тайне, в душе, и явно, в спорах – ждут новый талант, новую прекрасную песню. Для меня из новых такой оказалась песня Павла Пиковского (он и сам стал лауреатом в номинации «автор»), исполненная дуэтом из Арзамаса (Сумины Дарья и Варвара). Две тоненькие девушки, кажущиеся совершенно беззащитными, поют трагическую песню, слова которой – это настоящая поэзия… И тут в восприятии слушателя-зрителя всё так гармонично слилось – и образы двух юных девушек, и песня…
Всегда я очень радуюсь, когда на Гитаре появляются Дмитрий Бикчентаев и Юрий Карпов. И они были в эту ночь на Гитаре! Дмитрий спел приветствие из Иерусалима – на стихи Кимельфельда! А Юра Карпов – из российской всенародной песенной классики. Да что бы он ни пел, это всегда прекрасно.
Очень приятно было, что на Грушинский приехал Самарский губернатор Н.И. Меркушкин. Он фестивалю большой друг и надёжный товарищ. И правильно, что вышел он на Гитару, поздравил всех нас и пел вместе с нами давно любимые песни.
Когда сидишь на Горе, очень важно, кто рядом. Потому что всегда хочется впечатлениями поделиться. Со мной рядом – слева сидел бард Александр Жуков, справа – совсем незнакомые люди, за спиной – Игорь Волгин, а впереди братья Мищуки и супруга Вадима Мищука Варвара. За Волгина и Жукова я переживала и молилась потихоньку, чтобы они хорошо выступили. Но с выступающими не очень поговоришь – они сосредоточены на предстоящем! Выступление на Гитаре – это ведь событие в жизни. В основном, мы общались с Варварой, обменивались впечатлениями. Мне была очень интересна её непосредственная эмоциональная реакция. Кто-то из участников концерта был мне совсем не знаком, особенно это касалось части концерта под названием «Новая волна». Например, Василий Уриевский, поначалу меня слегка ошарашил. А Варвара говорила о нём с восхищением. И на следующий день в «Чайхане» я послушала его концерт и во всём согласилась и с Варей, и с организаторами фестиваля, пригласившими этого оригинального остроумного автора.
И радостно было, что в этом году на Гитаре пели Андрей Анпилов и Миша Кочетков, и Вадим и Валерий Мищуки, и Галина Хомчик, и Наташа Кучер, и «Грушинское трио», и Валерий Чечет – очень их люблю.
И как всегда Борис Кейльман – незаменимый ни в коем случае ведущий концерта на Гитаре. Даже не представить другой голос, и слова, сказанные по- иному. Наверно только наш всеобщий «Дядя Боря», замечательный Борис Рафаилович – только он может найти самые добрые и правильные слова о каждом, выходящем на Гитару. И это – тоже традиция. 43 –й фестиваль состоялся в юбилейный для Бориса Рафаиловича год. Много людей поздравляли его и желали всех возможных благ. А для него – вот это дело его жизни – Грушинский, это и есть главное благо. Живите долго и счастливо, Борис Рафаилович, вместе с любимым фестивалем. А значит, вместе с Горой, Гитарой и песней!
Песня… Просто песня… А понимаешь, что запомнятся эти минуты на всю жизнь. На каждом фестивале непременно случается особенное незабываемое… Вот на Гитаре Ольга Чикина с друзьями- музыкантами из Ижевска… Группа «Своя игра». Первые аккорды… Ольга начинает петь… И песня-то давно знакомая, сколько раз я слышала её. Но что же такое происходит? Что произошло? Музыканты Ольгины такие гениальные, или голос её необыкновенно трогательный в эту ночь, или слова – будто слышу впервые… А? Как происходит это чудо? Я не знаю. На то оно и чудо… Но я уже не здесь на Горе фестивальной, это я одна-одинёшенька сижу на каком-то ночном вокзале и это в мои коленки тычется одинокая дворняга…
Да не было там на Горе никакого дождя в ту ночь… Это слёзы… Это песня. Это счастье у нас такое есть у всех — ночь на Горе. Грушинский фестиваль…
Ирина Алексеева