ПроектыКонцерты

Грушинское трио разговаривает со зрителем уже 30 лет

10919915_427274604105085_3707893593781302764_oВ Самарской филармонии состоялся концерт ГРУШИНСКОГО ТРИО. Назывался он «30!» – в честь юбилея. Юбилея коллектива, юбилея того мира, который они создают и в который с радостью приглашают гостей.
Литература в России когда-то была всем: собеседником, журналистом, учителем, утешителем. Может быть, это прозвучит преувеличением, но для поколения «шестидесятников» таким «всем» стала авторская песня. В Самаре это явление – движение бардов – приобрело особенные черты, в какой-то степени сформировало интеллектуальное «лицо города» и порой оправдывает его сегодняшнюю культурную неопределенность.
Юбилейный концерт будет чем-нибудь отличаться от обычного – формат, репертуар, гости?
Александр Исаев: Будут песни на стихи великих русских поэтов – Ахматовой, Фета, Лермонтова, Есенина: кроме юбилея, отметим и Год литературы.
Анатолий Головин: Наверное, это уже попытка приблизиться к святому, найти ответы на вечные вопросы…
Действительно, Самара не театральный город, не музейный центр, не исторический памятник и еще много чего «не». Но достаточно назвать Грушинский фестиваль, вспомнить тысячи гостей, собравшихся на знаменитой «Горе́» на Мастрюковских озерах, увидеть афиши на остановках: Зимний Грушинский, концерты маленьких ансамблей в домах культуры, гастроли именитых бардов – становится тепло и спокойно. По крайней мере, Грушинский придумали мы!
Сначала хотела написать «столичных бардов». Потом подумалось, что не все известные и любимые авторы из Москвы и Санкт-Петербурга. Потом вспомнилось, что про собственно города – их историю, величие, значимость – никто из них не пел. А то, что барды именитые, – правда: за каждым именем личность и свой мир.
Анатолий Головин: Куйбышев стал первым – после Москвы и Ленинграда – городом, где возник фестиваль авторской песни.
Александр Исаев: Выступать на родине всегда труднее – чтобы удивить зрителя, надо что-то особенное придумывать.
Ольга Ермолаева: Выбор песен зависит только от вкуса. Концерты – это разговор со зрителями, и наши с ними общие мысли, чувства, воспоминания остаются и у нас, и у них.
Уже тридцать лет Грушинское трио выступает в неизменном составе. Анатолий Головин был участником еще того, самого-самого первого трио «Поющие бобры», которое создал Валерий Грушин. Они тогда исполняли разные песни – веселые, добрые, грустные, смешные, очень серьезные. А позже именно Грушинское трио и Борис Есипов стали открывать каждый Грушинский фестиваль «Балладой о Валерке».
Анатолий Головин: Кстати, у Валеры был прекрасный вкус – настоящее чутье на настоящие песни.
Ольга Ермолаева: Мы выбираем песни вместе. Вот Анатолий Иванович услышал по радио песню, она ему понравилась, и он «принес» ее нам.
Александр Исаев: Однажды на конкурсе услышали прекрасный голос, эмоциональную выразительность, но при этом – плохая песня. Впечатление, конечно, испорчено. Мы подсказали исполнителю авторов, стихи – через год увидели, что может сделать правильно выбранная – со вкусом выбранная – песня.
Концерты Грушинского трио собирают полные залы. Или полные квартиры, если это «квартирник». Причем по всему миру. Слушают песни, задают вопросы, просят исполнить что-то любимое. Может быть, эти песни помогают вернуться в юность, вернуться на родину, вернуться к себе, другому. Потому что авторская песня когда-то создала целый мир – альтернативный, идеальный, жить в котором невозможно, потому что его нет, но жить в котором хочется ужасно. И вот на этих концертах встречаются люди, которые тоскуют об этом мире, понимают, что этот идеал недостижим, но все-таки верят, что он был, был возможен, был рядом когда-то.
Анатолий Головин: Грушинский фестиваль стал основой массовой авторской песни. Возможно, некоторые произведения должны быть включены в программу образования – тогда и появится вкус к хорошим песням.
Ольга Ермолаева: Для нас все песни, которые мы поем, «свои». И поем мы только втроем – такой вот «коллективный разум».
Александр Исаев: Недавно Олег Митяев удрученно заметил, что в рейтинге его песни лидируют, а песни Булата Окуджавы только входят в «десятку». И для него это, прежде всего, повод для грусти – кто наш слушатель?
Грустно, наверное, оттого, что когда-то авторская песня действительно была массовой, и это говорило только о том, что у массы есть вкус. Вкус к хорошим песням. Чтобы он появился у массы нынешней, ей надо для начала много читать, и читать хорошую литературу. Высокую, если угодно.
На концертах «Грушинского трио» всегда и везде аншлаг. Появляются и новые имена авторов, и новые песни. И учителя трио – Александр Городницкий, Сергей Никитин, Юрий Визбор, Виктор Берковский – всегда остаются с ними и их слушателями. Мир их по-прежнему только идеал, но он по-прежнему нужен.
И это оставляет надежду и нам, и Грушинскому трио.

Виктория Трифонова
Кандидат исторических наук, доцент ПГУТИ, член Союза журналистов России

Один комментарий к “Грушинское трио разговаривает со зрителем уже 30 лет

  • Грушинский для тех, у кого Родина есть. Авторский клуб «Жигули» — яркий пример необходимости привлекать на Фестиваль детей. Надеемся, летом 2015 года состоится Грушинский!

Добавить комментарий