Разное

Легенда по имени Валерий Грушин

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», 2014, ноябрь, № 16 (63)

«Погиб, спасая детей…» Так несколькими словами рассказывают историю жизни, подвига/поступка, гибели Валерия Грушина. Больше говорят о знаменитом на весь мир фестивале авторской песни, Грушинском фестивале.
В 1968 году в городе Куйбышеве друзья решили встретиться, чтобы вспомнить погибшего год назад Валерия Грушина. Все они были туристами (сегодня их назвали бы экстремалами), любили на привалах у костра петь песни, свои и не свои, которые просто нравятся и все… Потому-то и придумалось устроить поход: с палатками, кострами, гитарами. Слет имени Грушина – таким было первое название. С тех пор и повелось среди друзей вспоминать о Валерии Грушине только так.

     В 1968 году произошло много чего интересного: в Чехословакии пытались обновить социализм, в Советском Союзе активизировалось диссидентское движение, во Франции студенты выходили на баррикады, в Китае в разгаре была «культурная революция». Все хотели перемен. И все понимали их по-своему.

О человеке, ушедшем много лет назад, уже не рассказывают историй с подробностями, с пересказом смешных и грустных происшествий, с припоминанием ярких фраз и любимых словечек. У каждого свои воспоминания, и чаще вспоминают просто юность, где был Валера. Оттого, наверное, часто звучало: светлый человек, открытый, добрый…
Семья Грушиных была нетипично традиционной для послевоенной поры. Тогда и отцы-то были не у всех, а Федор Иванович Грушин – военный летчик. «Мой папа – летчик!» – мечта всех мальчишек 30-60-х. Мама, Белла Яковлевна, ездила с мужем по всему Советскому Союзу, воспитывала детей, учила их музыке, сама прекрасно пела. В 1950-е Грушины осели в Куйбышевской области, в Новокуйбышевске. Федор Иванович работал на заводе, Белла Яковлевна в столовой, дети ходили в школу. Валера приносил домой щенков и котят, водил друзей к маме на работу – подкормиться. Отлично учился, любил петь. Добрый, талантливый, веселый.
Такое детство можно пожелать любому ребенку.

     В Советском Союзе началась «оттепель». Это потом стало понятно, что оттепель, а тогда думалось, что грядут настоящие перемены. Но поколению, которое позже назвали «шестидесятниками», повезло: их юность и взросление совпали с переменами в мире, в стране, в людях. Иногда казалось, что у всего человечества началась новая эра. Новый человек должен был учиться отлично, работать на благо людей, совершенствовать себя физически и нравственно.

Валера поступил в Куйбышевский авиационный институт на радиотехнический факультет. Туризмом увлекся еще в школе, полюбил песни у костра. Появилось трио «Поющие бобры». Сам Валера стихов не писал, но привозил из походов хорошие песни.

     О «шестидесятниках» написано много романов, песен, стихов, научных статей по социологии, психологии, истории, филологии. Фильмы снимают до сих пор. Если феномен 60-х в Европе характеризуют одним словом «бунт» – против любой власти, против любой дискриминации, против любого неравенства, то в СССР это время можно описать словом «свобода» – от тирании, от страха, но для смелых поступков, для творчества.

Валера учился, вместе с друзьями ходил в походы на Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал, пел песни. Чаще всего в группе он был руководителем – делать умел практически все, первым проходил в трудных местах, рюкзак брал самый большой. Однокурсники и товарищи говорят о нем как о человеке открытом, с легким характером, светлом. Он, наверное, просто был счастлив: молодой, талантливый, веселый, душа компании. Это все из детства.

     Сложно однозначно ответить на вопрос: зачем поколение 60-х постоянно испытывало себя? Шли в заведомо тяжелый поход, например? Или в горы? И это были не отчаянные «любители экстремальных видов отдыха», которых сейчас немало. Самые обычные ребята, вряд ли знавшие слово «адреналин», в нем все-таки есть хоть биохимическое объяснение. Они, конечно, пытались спеть в песнях – зачем. Но, скорее всего, это был вызов самому себе.

Когда группа Грушина остановилась на реке Уде, все шло как обычно. На метеостанции удалось до-быть продуктов, собирались дальше плыть по реке. Потом произошла трагедия – Валерий Грушин погиб: у него на глазах перевернулась лодка, дети оказались в ледяной воде, Валерий кинулся в воду. Успел вытащить на берег девочку, поплыл за мальчишкой и исчез. Мальчика вскоре нашли ниже по течению, Валеру – нет. Его так и не нашли: в том месте постоянно гибли люди, в 1967 году, например, Уда выбросила 40 тел.
На место трагедии поехал Федор Иванович, три недели пытался что-то узнать, найти Валеру. Белла Яковлевна так и не смогла поверить в смерть сына. И сегодня друзья вспоминают, что долго не верили, ждали, что вот он вернется, найдется. Просто такие люди, как Валера, обязательно должны быть – рядом или где-нибудь далеко, но непременно быть.
Когда фестиваль имени Валерия Грушина только начинался, родители приезжали туда. Не очень часто, но вот в 1974 году Федор Иванович обратился к собравшимся на «Горе». Тамара Муравьева – друг Валерия Грушина, летописец фестиваля – показала стенограмму выступления отца. Тогда уже пытались «приручить» свободу, рожденную в 1960-х, – фестивали проходили при поддержке комсомольской организации, и, естественно, Федор Иванович подчеркивал эту поддержку, говорил о советском туризме, но в протокольных благодарностях прозвучало и объяснение, почему люди приезжают на фестиваль: все они поступили бы так же, как Валера.
В истории Грушинского фестиваля было многое. Председателем жюри был когда-то Юрий Визбор, на Грушинской гитаре дебютировал Олег Митяев, свои стихи читает и сегодня Евгений Евтушенко. Кстати, именно он назвал Грушинский «островом свободы».
Музей Валерия Грушина находится в одном из корпусов Самарского государственного аэрокосмиче-ского университета – так называется сегодня КуАИ. Это аудитория для учебных занятий, в которой висят фотографии Валерия Грушина, гостей и участников фестиваля. А над кафедрой, прямо на потолке, – изгиб гитары желтой. Это не цитата из песни, это архитектурное напоминание об авторской песне, о костре, о Валерии Грушине.
Как относятся современные студенты к авторской песне – это вопрос к социологам. Пойдут ли они сегодня в походы, в горы – быть может. Что они сделают, когда увидят перевернутую лодку и тонущих детей? На этот вопрос каждый отвечает сам. Валерий Грушин ответил своей жизнью.

Виктория Трифонова
Кандидат исторических наук, доцент ПГУТИ, член Союза журналистов России.

Подготовлено при участии Бориса Кейльмана, президента
Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина

Один комментарий к “Легенда по имени Валерий Грушин

Добавить комментарий