Возвращение домой
Ещё ни один из фестивалей авторской песни им. Валерия Грушина, как этот XLI, не готовился с таким воодушевлением и перенапряжением сил; как мне показалось, его организаторы пребывали в состоянии, если можно так выразиться, – между «всепобеждающей надеждой» и «гибельным восторгом». Во-первых, фестиваль должен был пройти в год 70-летия человека, в память о котором и был замыслен этот песенный праздник его друзьями. Во-вторых, после восьмилетнего перерыва Грушинский вернулся с Фёдоровских лугов на своё традиционное «намоленное» место, на Мастрюковские озёра. И, в-третьих, на подготовку совсем не было времени. Но об этом не знали или почти ничего не знали десятки тысяч любителей авторской песни – они приехали в первые выходные июля на свой любимый Грушинский фестиваль, потому что он просто должен быть в это время – и всё!
Не пожалеем здесь добрых слов в адрес и.о. губернатора Самарской области Н. Меркушкина, чьё деятельное участие в подготовке фестиваля трудно переоценить. Отметим также немалый вклад в организацию праздника мэра Самары Д. Азарова, министра культуры Самарской области О. Рыбаковой, президента областного клуба авторской песни им. Валерия Грушина Б. Кейльмана и всей его «песенной и непесенной» братии. Скажем спасибо директору НПФ «Мета» из г. Жигулёвска Н. Мартынову и его команде за хорошее техническое обеспечение фестиваля. Не забудем поблагодарить наших знаменитых и менее знаменитых бардов и многотысячную армию любителей авторской песни, без которых не было бы этого праздника.А праздник получился! В течение четырёх дней на 16 концертных площадках выступали авторы-исполнители из 39 субъектов РФ, а также гости из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Германии, США, Перу, Швеции, Бразилии, Израиля, Эквадора и других стран. Им внимали, по разным оценкам, от 80 до 100 тысяч любителей авторской песни. 290 авторов-исполнителей боролись за право выйти на знаменитую сцену-гитару, завоевав в нешуточной борьбе звания лауреатов фестиваля. И восьмерым из них это удалось; одиннадцать были награждены дипломами Грушинского.Время от времени приходится слышать, что авторская песня и её предтеча – поэзия – выродились, что они уже не так популярны, как в былые времена. Неплохо бы высказывающим подобные мысли поприсутствовать на Грушинском фестивале на выступлениях народного артиста РФ О. Митяева, а также посмотреть на лица тысяч слушателей, когда на сцену выходят А. Городницкий, В. Егоров, В. Туриянский, Г. Хомчик, А. Иващенко, Т. Шаов и многие другие, составляющие золотой фонд современной авторской песни.Что же касается поэзии, она вот уже три года – полноправный участник фестиваля. К этому благому делу «приложили руку» Е. Евтушенко, Ю. Поляков, А. Городницкий и члены оргкомитета фестиваля. И число желающих принять участие в конкурсе поэзии, а также побывать на «поэтических мастерских» из года в год неуклонно растёт. Об этом говорит и большое количество желающих принять участие в ежегодном интернет-конкурсе поэзии Грушинского фестиваля.
Несмотря на перенесённую сложную операцию, Е. Евтушенко и в этом году приехал на фестиваль. В течение 2 часов он читал стихи, и его слушали так, как слушали, «когда поэзия собирала стадионы».
Фестиваль был переполнен яркими, быстроменяющимися и неповторяющимися событиями. Он – добрая традиция. Его дух передаётся от родителей к детям, от сердец к сердцам. 900 детей из 23 городов России в течение 4 дней были хозяевами «Детской республики». И многие из этих детей – дети тех, кто сам когда-то попал на фестиваль, будучи ребёнком.
Ну и, конечно же, состоялся традиционный футбольный матч между бардовской «Сборной мира», возглавляемой её бессменным капитаном В. Шабановым, и ветеранами футбольного клуба «Крылья Советов». Несмотря на блистательную игру в нападении и.о. губернатора Н. Меркушкина, забившего в ворота бардов 3 гола, «Крылышкам» не удалось отпраздновать победу. Итог матча – боевая ничья (6:6). Победила, как всегда, дружба.
Многие из нас слышали, как «дышит море», но немногие, не причастные к авторской песне, слышали, «как поёт гора». «Гора» – это десятки и десятки любителей бардовской песни, сидящих на песчаном обрывистом склоне и слушающих песни после заката солнца. «Гора» – это кульминационный момент фестиваля. Выйти на импровизированную сцену в виде плавающей в волжской воде «гитары» – высокая честь. «На гитару» выходят лауреаты фестиваля и лучшие из лучших бардов. «Гитара» – «законодательница моды»; песни, «спетые с неё», и слова, «с неё сказанные», слышит весь мир. И потому, как мне кажется, весьма символично прозвучала здесь вечная песня Э. Колмановского на стихи поэта-фронтовика К. Ваншенкина «Я люблю, тебя жизнь!» в исполнении Н. Меркушкина и ансамбля «Грушинское трио». Вспыхнули десятки тысяч огоньков – так люди, сидящие «на Горе», выразили своё отношение к услышанным словам. Они продемонстрировали волю к жизни, отвергая волю к смерти. Для них авторская песня – не хобби, а способ жизни и стремление к человеческому братству.
Следующий Грушинский будет проходить в год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне, и прозвучавшие на заключительной пресс-конференции слова главного редактора «ЛГ» Ю. Полякова о том, что патриотическая песня должна быть поставлена во главу угла в 2015 году, как мне кажется, станут девизом фестиваля. Да будет так!
Литературная газета № 28 (6471) (16-07-2014)