Разное

«Авторская песня вернется с повышением уровня образования граждан»

Олег Митяев
Олег Митяев

Народный артист России Олег Митяев — о том, почему сегодня песенно — поэтические форумы не проводят на многотысячных площадках.

11 апреля в Москве пройдет Фестиваль песни и поэзии под девизом «Крепитесь, люди!». Инициатором акции стал единственный отечественный бард, носящий звание народного артиста России — Олег Митяев. В преддверии события с ним пообщался обозреватель «Известий».

— По сути и составу участников Фестиваль песни и поэзии предназначен для меньшей и не столь пафосной площадки. Но ты выбрал огромный «Крокус Сити Холл».

— Можно, конечно, сказать о тоске по стадионам, которые когда-то собирали наши поэты и барды-шестидесятники. Но, если честно, дело прежде всего в хорошем отношении к нам со стороны руководства зала. Здесь в свое время состоялся концерт, посвященный Юрию Визбору. В тот момент у его вдовы, Нины Филимоновны Визбор, сложилась непростая ситуация с поддержкой данного мероприятия, и в «Крокусе» пошли ей навстречу, не взяли арендную плату и вообще сделали всё возможное, чтобы тот традиционный вечер состоялся. Мне подумалось, почему бы и наш фестиваль не провести в этом зале?

Хотя понимаю, отчего многим кажется странным, если не абсурдным, устройство песенно-поэтического форума на многотысячной площадке. К сожалению, за последние 10–15 лет у нас практически вытравили аудиторию, которой позарез необходимы стихи Пастернака, Цветаевой, Ахматовой или песни Окуджавы, Клячкина…

Когда в России «открыли клапаны», в авторскую песню с одной стороны засосало много случайных людей, но с другой — она пережила очередной свой бум. На нее возникла мода. Сегодня она может вернуться только с повышением уровня образования наших граждан. Но пока образовательная сфера у нас в плачевном состоянии.

— И всё же ты рассчитываешь не только на зрелую публику, которая придет в «Крокус» вновь услышать корифеев бардовского цеха: Городницкого, Кима, Сухарева, Сергеева, но и на молодое поколение, ценящее, скажем, Веру Полозкову. Ее приглашение — знак того, что фестиваль реагирует на происходящее в отечественной поэзии здесь и сейчас?

— Я в восторге от того, что делает Вера. Пожалуй, она для меня сейчас номер один из молодых русских поэтов, которых я знаю, читал. Примерно на такую планку качества и ориентировался, когда мы формировали состав участников вечера. И еще учитывал свой разговор с музыкальным продюсером «Первого канала» Юрием Аксютой. Собственно, после того общения у меня и появилась идея нынешнего фестиваля.

Аксюта пригласил меня в жюри телешоу «Универсальный артист», где хотели объединить шансон и авторскую песню. Туда еще позвали Любовь Успенскую, Стаса Михайлова, Трофима. Я постарался объяснить, что шансон, в том виде, в каком он сейчас у нас существует, и авторская песня — кардинально разные вещи. И предложил провести отдельный Фестиваль песни и поэзии, которой бы снял «Первый канал».

Когда всё завертелось, я понял, что ТВ всё равно ориентировано на то, чтобы в концерте появились какие-то медийные лица. А медийные лица это скорее направление не вглубь, а вширь. Поэтому я, как могу, пытаюсь лавировать в программе фестиваля между глубиной и шириной. Хочется, чтобы всё настоящее в нашей авторской песне было услышано и увидено большой аудиторией.

И чтобы это было не про «костры и палатки», хотя лично меня такая тематика и не напрягает, а только радует. Но пусть прозвучат образцы иной поэзии. Мы по молодости мечтали, чтобы наш шансон походил на французский. Чтобы в нем слышались контрабас, рояль… Вот к этому потихоньку и шагаем. И пусть такая музыка в эфире «Первого канала» будет сопровождать песни на стихи Ахматовой, Вертинского, Новеллы Матвеевой, Юнны Мориц.

— Помимо твоего лавирования, жизнь сама по себе вносит коррективы в афишу концерта. Кто-то из уже анонсированных артистов, видимо, 11 апреля на сцену не выйдет, зато появятся необъявленные имена, так?

— Вполне вероятно. Вот Валентин Иосифович Гафт планировал выступить сам и еще написать некие четверостишия для участников концерта. Но сразу после операции у него вряд ли найдутся силы это исполнить. Тем не менее мы надеемся, что он к нам всё же придет. Под вопросом пока и участие Алексея Баталова, который хочет почитать на вечере ахматовские стихи — в год 125-летия со дня ее рождения.

Зато Андрей Макаревич собирается спеть песни Александра Галича из своего недавно записанного альбома. Гоша Куценко, сочиняющий интересный рэп, тоже, надеюсь, выступит. Не получалось изначально договориться с Тамарой Гвердцители. У нее уже был сверстан гастрольный график. Но сейчас отменились ее концерты на Украине, и теперь она исполнит на нашем фестивале песни Окуджавы.

— Давай еще по списку. В концепцию твоего феста вполне бы вписался популярнейший Тимур Шаов.

— Мы его пригласили. Но, скорее всего, он не сможет участвовать. Лично я был бы счастлив его видеть.

— А Алексей Кортнев, Юрий Шевчук?

— Кортнев у нас рассматривался, но у него в этот день другие планы. Шевчука увидел бы с той же радостью, что и Шаова, но, полагаю, он не пойдет. Мне так кажется. У нас с Юрием хорошие отношения. Тем не менее от нескольких мероприятий, на которые я его ранее приглашал, он, скажем так, мягко уклонился. Впрочем, надеюсь, фестиваль станет традиционным и все, о ком ты упоминаешь, еще на нем выступят.

У нас масса неохваченных имен. В этот раз, например, не прозвучит поэзия Есенина, лишь вскользь коснемся стихов Бродского. Хорошо, что придет Вениамин Смехов и своим чтением отчасти восполнит пробелы в нашей программе в отношении ряда потрясающих поэтов. Но всё равно регламент не позволяет превратить действо в марафон.

И мы сосредоточимся на юбилярах нынешнего года, который в этом смысле чрезвычайно урожайный. 80-летия со дня рождения Евгения Клячкина, Юрия Визбора, Ады Якушевой. Недавно отметил такую дату Владимир Дашкевич, осенью этот юбилей встретит Новелла Матвеева. Сергею Никитину 70…

— Его я, к слову, тоже в афише фестиваля не заметил.

— Он как раз из тех, кто считает, что для фестиваля выбрана неподходящая площадка. И выступать там отказался. Хотя мы предлагали ему просто спеть любые собственные песни и не проповедовать ничего, противоречащего его взглядам. Опять-таки, надеюсь, что и он в следующем году, возможно, согласится к нам прийти. Посмотрят сомневающиеся, как всё пройдет, поймут, что мы никем не ангажированы, и изменят свое отношение к проекту.

— Никитин уже простил тебя за «опопсение»? Он ведь когда-то четко заметил, что ты перестал принадлежать жанру авторской песни.

— Я скажу о другом человеке, который никогда не называл себя интеллигентом, о Булате Окуджаве. Мне всегда импонировала его особенность: всячески поддерживать стремление человека образовываться и развиваться. Кажется, на этой почве мы с ним и сошлись, встречались, общались. Ну, а есть воинствующие интеллигенты, которые не готовы воспринимать стремящихся развиваться физкультурников. Вот так я отвечу на твой вопрос.

— Помимо акции «Крепитесь люди», скоро придет черед и очередному Грушинскому фестивалю, где ты постоянный гость и один их хедлайнеров. Вокруг знаменитой «Грушинки» уже давно идут судебные тяжбы и всяческие разборки. Вроде даже к министру культуры обращались с данной проблемой.

— Да, 7 лет назад с «Грушинкой» случилась беда. И, мне кажется, нынешний министр культуры пока еще не полностью разобрался в том, что произошло. Зато я теперь совершенно точно уверен, что речь идет о рейдерском захвате легендарного фестиваля. Появился «черный человек» — племянник покойного Валерия Грушина Михаил Грушин, который подмял под себя авторскую песню во всей стране.

Я встречался и с министром, и с губернатором Самарской области. Надеюсь, мы сообща сумеем вернуть «Грушинку» к той прекрасной идее, с которой она начиналась. И в этом году всем ветеранам нашей авторской песни предоставят возможность провести фестиваль в старых традициях, на прежнем месте. А молодые бойкие люди, которые вторглись в данные проект с желанием подзаработать, пусть проводят где-то еще свой фестиваль. Волга — длинная.

http://izvestia.ru/news/568810

Добавить комментарий