Лучше меньше, да лучше

gf40-gitaraКонцепция подготовки и проведения концертной программы XLII Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина в последние несколько недель стала одной из основных информационных повесток в самарских СМИ. Ее обсуждение всколыхнуло старые споры межд организаторами, соучредителями и спонсорами. Поскольку концепцию утверди-ли председатель художественного совета фестиваля Олег Митяев и президент общественной организации «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина» БОРИС КЕЙЛЬМАН, мы и обратились к последнему за комментариями.

– В течение ряда лет складывалась ситуация, когда не зритель «ходит на артиста», а артист «скачет» со сцены на сцену, чтобы зрители соблаговолили его послушать. Такая система похожа на ротацию музыки в радиоэфире.
– В прошлом году – после длительных переговоров и обсуждений – Грушинский фестиваль вернулся на свое место, на Мастрюковские озера. При этом в программе фестиваля оставили все сцены, что и создало так называемую «инфляцию аудитории». Это снизило качество кон-цертов, в некоторой степени повлияло и на качество аудитории – много случайных людей, не ведающих, что такое Грушинский фестиваль. Тем более нельзя говорить о соучастии зрите-лей в концертах, а это и есть основа авторской песни. Мы посчитали, что нужно поражать зри-телей качеством концертов, а не их количеством.

– Управляемость сценическими площадками и контроль над их деятельностью не соот-ветствуют уровню и целям фестиваля.
– Технические достижения сыграли с фестивалем в прошлогоднем его варианте злую шутку: каждый хоть немного организованный лагерь хотел получить свою оснащенную эстраду. При этом ни принципы, ни общие цели и интересы не учитывались. В этом году мы постарались учесть предыдущие ошибки и обеспечить достойную, четкую и продуманную техническую поддержку концертным программам – их трансляцию на светодиодные экраны, высокое каче-ство звука.

– «…подготовка и реализация концертной программы фестиваля в 2015 году подчиня-ются следующим идеям, требованиям и ограничениям…»
– Когда-то автор «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой, редактор знаменитого журнала «Юность», получил напутствие от американской писательницы, автора не менее зна-ковой книги «Овод», Этель Лилиан Войнич: «Будьте верны мечтам своей юности!». Сохра-няя фестиваль и его традиции, мы понимаем, что необходимо следовать сложившимся прин-ципам, чтобы под гигантизмом – аудиторий, проектов, авторов – не потерялась и совсем не исчезла искренность, фестивальная идея, душевность.

– «Только для вас и только один раз». Это подразумевает стремление организовывать программу фестиваля так, чтобы ведущие мастера жанра имели один полноценный концерт с максимальной аудиторией или же несколько концертов, но по числу ориги-нальных тематических программ. Это не противоречит возможностям «звезд» участво-вать в сборных концертах?
– В 2015 году на фестивале предполагается работа только пяти сцен. На третьей эстраде бу-дет грандиозный концерт, посвященный 70-летию Победы. В программе и песни военных лет, и видеоролики. Будет работать военная площадка: встречи с ветеранами, выступления спор-тивных групп. Организует эту работу генерал-майор В. А. Плавченко, председатель регио-нального отделения ДОСААФ России по Самарской области. Традиционно это главная фе-стивальная эстрада: здесь организуются концерты звезд фестиваля с заранее известной про-граммой и самой массовой аудиторией. Нам кажется логичным, что работа этой площадки бу-дет посвящена Великой Победе.

– «Под лежачий камень вода не течет». Это о воспитании аудитории. Надо настойчиво приучать «товарищей участников» ценить уникальные возможности, которые им предоставляет фестиваль. То, что вход на фестиваль бесплатный, не отменяет необ-ходимости платить за концерты своим вниманием.
– К сожалению, фестиваль очень часто является только поводом для некоторых зрителей выбраться на природу. Говорить о «включенности» такого зрителя в концертную программу даже не приходится. А уж вспоминать историю фестиваля и подавно! Потому-то мы и вынуждены были внести в концепцию такие положения, как «воспитание зрителя». Ведь авторская песня только часть, пусть и очень значительная, самая известная и популярная, целого движения – культурного, артистического, интеллектуального. В этом году на фестивале состоится премьера пьесы Александра Городницкого в постановке одного из самарских театров. В про-шлом году выступал Театр на Таганке со спектаклем «Нет лет» на стихи Евгения Евтушенко – большого друга нашего фестиваля. В этом году свою новую концертную программу привезет Вениамин Смехов. Грушинский фестиваль – это не только и не столько песни у костра. Это сообщество единомышленников, «остров Свободы», по выражению Е. Евтушенко, здесь вы-росло уже не первое поколение людей, для которых Грушинский потом продолжается и в обычной, не фестивальной жизни – особым складом души, силой характера, мировоззрением.

– «Богу богово. Кесарю кесарево». На фестиваль должны приехать те, кто хочет участвовать именно в Грушинском фестивале, именно с той программой, которая будет заявлена его организаторами. В этом смысле заблаговременное широкое оповещение по-тенциальных участников фестиваля крайне важно в смысле ограничения притока людей, надежды которых связаны с другими исполнителями, проектами и форматами.
– На сайте нашей организации всегда размещаются и программа фестиваля, и актуальный список участников, и тематика концертов. Изменения, которые неизбежны в процессе организации такого «живого» мероприятия, каким остается наш фестиваль, всегда доводятся до самой широкой аудитории. Мы проводим уже не первый год интернет-конкурс, который позволяет организовать некий предварительный отбор новых авторов. Хотя, конечно, каждый раз, готовя фестивальную программу, думаешь: а вдруг появился новый Высоцкий? Или новый Окуджава?

– «Каждый сверчок – знай свой шесток». Это о соблюдении правил и ограничений, устанавливаемых организаторами фестиваля на организацию концертных площадок лагерями и сторонними проектами.
– Концепция фестиваля – четкая, логичная, продуманная – предполагает участие всех, кто разделяет ее положения и готов следовать фестивальным правилам.

– «Назвался груздем – полезай в кузов». О поддержании порядка руководителями пло-щадок, лагерей и проектов и их ответственности за соблюдение этики и правил, установленных положением о фестивале.
– На фестивале давно установились традиции и правила поведения, которые соблюдаются всеми участниками. Это касается и отношений между зрителями, и отношения всех гостей фестиваля к природе. Постепенно фестиваль стал своеобразной «школой экологии». Мы ценим уникальность фестиваля – человеческую, культурную, природную – и стремимся, чтобы гости, участники, зрители не только разделяли наши традиции, но и сохраняли их.
***
Концепция Грушинского фестиваля – 2015 многостраничная, подробная, местами слегка па-фосная, местами утопичная. Она, безусловно, хорошо продумана создателями и – на взгляд посторонний – даже выстрадана. Хочется, чтобы фестиваль имени Валерия Грушина был, как он есть уже много лет. И он будет – это точно. Но вот останется ли он в формате, за чистоту которого выступают авторы концепции, или трансформируется во что-то иное – покажет вре-мя.

Беседовала Виктория Трифонова *

* Кандидат исторических наук, доцент ПГУТИ, член Союза журналистов России.
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (72) за 2015 год

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Светлана Кузнецова

    Ура,Грушинский воссоединился и это здорово.Удачи на новом поприще!!!!!!!!!!!

Добавить комментарий