Атланты авторской песни

Что это было!

Гора пришла к Гитаре или Гитара приплыла к Горе?

– Привет, Гора! С праздником! – кричала Гитара.

И Гора отвечала тысячами огней и самым большим хором в мире. Поющая Гора встала, и голос ее был слышен на другом берегу Волги.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».

Смысл первичен – это непреходящий закон бардовской песни. Журналистов и бардов объединяет их инструмент и оружие – слово. Армия журналистов, понимающая его возможности – великая сила. Поэтому журналистам нужно ездить на фестиваль, если не за «туманом и за запахом тайги», то за свежим словом и исключительно дружественным настроем. А также с отчетливым пониманием — то, что будет хорошо для Грушинского фестиваля, будет хорошо для России и всех нас, говорящих на русском языке.
Нынче ведется много разговоров о поиске национальной идеи, о новых социальных ориентирах, поэтому важно не упускать из виду их живые ростки, возникающие на наших глазах и ищущие поддержки общества.

Вот уже 45 лет (5 лет он был под запретом в советское время)фестиваль хранит память о смелом молодом человеке Валерии Грушине – погибшем, спасая тонущих детей в холодной сибирской реке. Непреходящий воспитательный пример на века.
На Всероссийский фестиваль в первой неделе июля собрались не ностальгирующие старички, а огромные массы подрастающего поколения. Тут и матроны на сносях, и мамаши с грудными на руках и папаши с кудрявыми отпрысками на шее, не говоря уж о шныряющих по дорожкам и кустам длинноногих подростках — все тянутся к авторской песне, все жадно слушают и аплодируют. Приезжают семьями, сплоченными когортами друзей, клубами и целыми партийными десантами.
Здесь коммунисты селятся бок о бок с ЛДПРовцами. Обе партии на солнцепеке, но экипированные палатками и прохладительными напитками. Коммунисты по-прежнему рядятся в красное и каждый день строятся. ЛДПРцы ближе к природе – играют свадьбу и до утра кричат: «Горько!» А представитель Самарского «Национально освободительного движения», ходит в гости к тем и другим, проводит свою разъяснительную работу, агитируя за президента Путина. Ну, где вы еще увидите столь мирное сосуществование диаметральных политических направлений. Только в Раю.
На Грушинском фестивале мы имеем уникальный пример социальной самоорганизации, демократического экологически чистого сосуществования, выросшего на основе доброй воли. Это огромная лаборатория общения под открытым небом — территория с самым высоким числом талантливых людей на один квадратный метр.
На последний день по оценкам полиции на Федоровских лугах собралось около 57 тысяч человек. Это не рекорд — бывало собиралось гораздо больше. Зато остаются самые стойкие, самые верные. Зачем они здесь?
«Пипл хавает», — известная выражение устроителей телешоу и попсовых концертов с певичками более похожими на проституток. Он, конечно, хавает, но не весь, пипл есть разный. Есть и такой, который устал от дешевых рифм и примитивной музыки, от бессмыслицы телепопсы и ток-шоу, от политической трескотни. Людям тошно от продажности, пустоты и девальвации слова.
А здесь на природе, то там, то тут мелькнет смелое, загорелое, летнее, иногда грустное, но крепкое и здоровое слово. Так случилось, что это живое слово дружит и кружит возле гитары. На вечерних кострах здесь сохранилась традиция откровенного разговора, который в 60-70-х велся на кухне. Страна думает, страна переживает, страна хочет реального позитива, ностальгируя по великой родине, которой можно гордиться.

Часть нашей истории

Где с восходом солнца вас разбудит труба песней Трубадура «Утро золотое…»? Только на Грушинке.
Где можно за две минуты обойти всю Россиию? Самая большая в мире карта страны – 500 кв.м развернута на поляне Федоровских лугов.
Где на одной сцене услышишь созвездие лучших российских бардов — Александра Городницкого, Олега Митяева, Алексея Иващенко, Георгия Васильева, Леонида Сергеева, Галину Хомчик, Тимура Ведерникова, Вадима Егорова.
Сюда же привез свой спектакль «ЛЕТ НЕТ» легендарный Театр на Таганке на стихи Евгения Евтушенко, музыку к спектаклю написал друг Грушинского фестиваля Сергей Никитин.
Нынче, когда поэты уже не собирают, как в 60-х, залы и стадионы, а барды собирают колоссальные аудитории, проведение спектакля по стихам живого классика, получившего, наконец, в этом году, давно им заслуженную национальную литературную премию «Поэт», можно рассматривать как прямое присутствие и поддержку Грушинки.
Существенную финансовую и организационную помощь оказывает правительство Самарской губернии. Но зреет понимание, что Фестиваль необходимо поднимать на федеральный уровень. Неслучаен в этой связи был визит министра культуры РФ Владимира Мединского заявившего: «Я убежден, что в новых учебниках по истории, которые готовит министерство образования, Грушинский фестиваль займет свое место наряду с «шестидесятниками», выдающимися писателями, театрами и другими явлениями отечественной культуры. Это часть нашей истории».
А Грушинка, принимая авторов из Америки, Европы, Азии, уже стала международной. Ей, как хранителю уникальной традиции, можно придать статус Клуба ЮНЕСКО, обеспечив международную защиту от рейдерских захватов, и прочих поползновений бизнес-структур, пытающихся так или иначе прибрать к рукам и сделать перспективный проект коммерческим.
Не углубляясь в суть известного раскола между двумя площадками Грушинской на Федоровских лугах и «Платформой» на Мастрюковских озерах, приведу краткое свидетельство местного журналиста Олега Нечаева из «Самарских известий»: «Раньше ездил на Мастрюки. Но там коммерциализация гораздо выше. Игровые автоматы стоят на набережной, и я туда больше ни ногой. Многие едут туда побухать. И таких собирается все больше». Но, как сказал бессменный организатор фестиваля, президент Самарского клуба авторской песни им.В.Грушина Борис Кейльман — «На друзьях не зарабатывают».
Так сложилось, что две площадки разделенные десятком километров и пошли каждая своим путем. Состоялась их профориентация и специализация. На Грушинском и на Платформе подобрался свой контингент исполнителей и слушателей, свой стиль отношений. Хотя и там, и там у участников остались друзья, но это уже, практически, два разных фестиваля.
Понимая невозможность объединения, министр культуры РФ предложил «установить между фестивалями нормальную логистику».

Премию «Поэт» — А.Городницкому!

От Калининграда до Камчатки, от атлантов Эрмитажа до берез Канады, от парусов «Крузенштерна» до «жены французского посла» — все знают и любят Александра Городницкого. Он возглавил работу жюри фестиваля и 80-летний его юбилей торжественно отмечали на сороковой Груше.
Нет, никого из ныне здравствующих проверенных временем поэтов, кого бы в России, и не только в ней, так знали и пели миллионы. На «Атлантов», как на гимн, встают все — и стар, и млад. Много ли у нас таких авторов? Пожалуй, остался один Городницкий. Перефразируя Е.Евтушенко, ныне можно сказать, что бард в России больше чем поэт.
Клуб авторской песни им.В.Грушина намерен обратиться в Попечительский совет общества поощрения русской поэзии с предложением выдвинуть А.Городницкого на национальную литературную премию «Поэт». Выражая уверенность, что никого более достойного этой высокой премии, чем Городницкий сейчас в России нет!

Трудно с этим не согласиться.

Журнал «Журналист»

Александр ЗАГРИБЕЛЬНЫЙ

Добавить комментарий