Грушинский Фестиваль

Юридическая справка

Справка по ситуации вокруг Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина

1. История фестиваля.

Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, также называемый Грушинским фестивалем, проводится в Самарской области с 1968 года. Фестиваль был основан в память о Валерии Грушине – студенте Куйбышевского авиационного института, любителя авторской песни, который утонул в 1967 году в реке Уде, спасая детей.
Первый фестиваль самодеятельной туристической песни имени Валерия Грушина был организован в 1968 году друзьями Валерия Грушина – туристами города, членами турсекции КПтИ (Куйбышевского политехнического института) при активной поддержке студентов КуАИ (Куйбышевского авиационного института), где учился Валерий Грушин. Фестиваль имел успех, его решено было сделать ежегодным. Члены туристической секции КПтИ, возглавившие работу по проведению фестиваля, впоследствии и стали членами Клуба имени Валерия Грушина (далее – «Клуб»). Основателем и бессменным руководителем Клуба до сих пор является друг Валерия Грушина – Б.Р. Кейльман. Фестиваль проводился ежегодно (исключая 5 лет запрета) в течение долгих лет, это самый известный и масштабный фестиваль авторской песни, на который ежегодно приезжает более ста тысяч человек. И все эти годы фестиваль организовывался и проводился Клубом имени Валерия Грушина, который позже был преобразован в Общественную организацию «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина».

Откуда появился «второй Грушинский фестиваль»

Через 30 лет проведения грушинских фестивалей, в 1999 году в Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина (далее – Клуб) обратился проживающий в Москве Михаил Юрьевич Грушин (неполнородный племянник Валерия Грушина, именем которого назван фестиваль) с предложением помочь Клубу в сборе спонсорских денег для проведения фестивалей. Для этого был создан фонд авторской песни имени Валерия Грушина (далее – Фонд). Руководителем этого Фонда стал Михаил Грушин.  Руководство Клуба, не подозревая подвоха, согласилось сделать Клуб одним из соучредителей Фонда, уставной целью которого являлось «развитие авторской песни на основе организации и проведения традиционного всероссийского песенного праздника – туристского фестиваля имени Валерия Грушина».Однако совместной работы не получилось и никаких денег от Фонда в организацию грушинских фестивалей не приносилось. Более того, получаемые Фондом деньги шли на проведение иных мероприятий в г. Москве. Михаил Грушин, избранный руководителем Фонда, не уделял внимания организации Грушинского фестиваля. Имя Валерия Грушина и свой статус Президента Фонда он использовал для получения спонсорских денег на иные проекты, не имеющие к фестивалю никакого отношения. Клуб же не мог поддерживать подобные действия.

Клуб счел недопустимым использование имени Валерия Грушина с целью получения спонсорских денег и траты их на другие проекты. Также недопустимым для руководства Клуба показались предложения Михаила Грушина усилить коммерческую составляющую фестиваля.

В итоге вышеуказанных разногласий, Фондом под руководством Михаила Грушина, совместно с фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» летом 2007 года был организован альтернативный «Грушинский фестиваль», и незаконно назван 34 Грушинским фестивалем. Это название не соответствует действительности как минимум по той причине, что летом 2007 года Фонд и вышеупомянутые организации проводили первый фестиваль, названный ими именем Валерия Грушина. Все фестивали, проводимые до этого, проводились Клубом и только Клубом, Фонд, фирма «Мета и ТО «Самарские барды» не имели к организации фестиваля никакого отношения.

Кроме того, Коммерческой фирмой “Мета” (объединившейся с ТО «Самарские барды» и Фондом) была занята традиционная фестивальная поляна – Мастрюковские озера (они «выиграли» конкурс на заключение договора аренды участка лесного фонда, предложив большую цену). Истинные организаторы Грушинского фестиваля были вынуждены срочно искать новое место проведения фестиваля. Вследствие этого окончательно произошло полное введение зрителей в заблуждение относительно того, где проводится «настоящий» Грушинский фестиваль.

Вывод.

Клуб авторской песни имени Валерия Грушина (сейчас – ОО «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина») стоял у истоков Грушинского фестиваля. Идея проведения фестиваля принадлежит туристам КПтИ, которые решили таким образом увековечить память своего погибшего друга – Борису Скибе, Валерию Афиногентову и Борису Кейльману – бессменному руководителю Клуба.  

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина», фирма «Мета» и ТО «Самарские барды» до лета 2007 года не имели никакого отношения к организации Грушинских фестивалей. Никаких прав проводить 34 Грушинский фестиваль у Фонда, фирмы «Мета» и ТО «Самарские барды» нет и не может быть.

2. Фестиваль сейчас.

2.1. Сценарий фестиваля.

Как уже было указано выше, Грушинский фестиваль проводится Клубом с 1968 года по настоящее время. Поскольку для любого фестиваля важны традиции, Грушинский фестиваль проводится из года в год по определенному сценарию, разработанному руководителем Клуба – Б.Р.Кейльманом. Сценарий является объектом авторского права, и как объект авторского права он зарегистрирован и задепонирован ООО «Юридическая фирма «Городисский и партнеры».

В сценарии отражены существенные элементы Грушинского фестиваля, без которых он немыслим. В первую очередь это импровизированная сцена в виде плавучей гитары, расположенная на глади озера. За спиной артистов, выступающих на гитаре, находится парус, который одновременно является и экраном. Известен также уникальный зрительный зал фестиваля – Гора с укрепленным склоном. Главное событие фестиваля – ночной концерт на гитаре под звездным небом. Частью сценария является место проведения фестиваля – Мастрюковские озера. Именно это уникальное место в силу своих природных особенностей обеспечивает возможность полностью реализовать сценарий.

Конкурсное прослушивание на площадках фестиваля имеет три уровня, и только победители третьего отборочного тура получают право участия в заключительном концерте фестиваля на главной сцене – Гитаре.

Важную роль играют детские программы фестиваля – конкурсная программа и игротека.

Грушинский фестиваль славится также своей спортивной программой. Поскольку изначально фестиваль позиционировался как фестиваль туристической самодеятельной песни, фестиваль традиционно насыщен спортивными соревнованиями, главное из которых – футбольный матч Сборная Самары – Сборная Мира.

Сценарий Грушинского фестиваля был создан руководителем Клуба, и за годы существования фестиваля почти не претерпел изменений. Это доказывает его исключительную удачность и соответствие потребностям аудитории фестиваля. Творческий подбор вполне обычных, на первый взгляд, мероприятий, в сочетании с креативными идеями оформления сцены и зрительного зала имеет своим результатом уникальный сценарий – объект авторского права – который с успехом реализуется Клубом уже более тридцати лет, и притягивает на фестивальную поляну все новых и новых любителей авторской песни.

Именно этот сценарий был без всяких на то оснований заимствован ТО «Самарские барды», фирмой «Мета» и Фондом для проведения своего, альтернативного Грушинского фестиваля. Как упоминалось, коммерческой фирмой “Мета” (объединившейся с ТО «Самарские барды» и Фондом) была занята традиционная фестивальная поляна – Мастрюковские озера.

Таким образом, организаторы обеспечили себе возможность наиболее полной реализации сценария фестиваля. Как уже указывалось выше, сценарий создан с учетом его традиционного места проведения – Мастрюковских озер. Именно особенности места делают возможным использование такого известнейшего символа Грушинского фестиваля как плавучая гитара, а также расположение зрительного зала на горе.

Заняв Мастрюковские озера и объявив проводимое ими мероприятие 34 Грушинским фестивалем, организаторы «альтернативного» Грушинского фестиваля незаконно скопировали и традиционный сценарий фестиваля, в течение долгих лет проводимого Клубом. Разрешений на использование сценария фестиваля ни ТО «Самарские барды», ни Фонду, ни иным организациям никто не давал. Зритель был введен в заблуждение, полагая, что приезжает на традиционный Грушинский фестиваль – и приехав в итоге на незаконный двойник фестиваля.

Вывод.

При проведении альтернативного 34-го Грушинского фестиваля его организаторы – Фонд, фирма «Мета» и ТО «Самарские барды» незаконно скопировали сценарий, по которому Грушинский фестиваль проводился в течение многих лет. В результате были введены в заблуждение зрители, а также нарушены авторские права руководителя Клуба – Б.Р.Кейльмана, творением которого является сценарий.

2.2.«Творческие конфликты» на Грушинском фестивале.

Руководство Фонда (в частности, его Президент – Михаил Грушин) и иные организаторы альтернативного Грушинского фестиваля нередко ссылаются на творческий характер конфликта. Однако творческий характер, даже если он присутствует (что в данном случае весьма сомнительно) не должен являться оправданием для нарушения закона, обычаев делового оборота и норм морали.

Фестиваль как мероприятие, организуемое творческими людьми для творческих же людей, является сложным организмом. За время существования фестиваля неоднократно появлялись люди, которым хотелось что-то изменить в организации фестиваля. Бывали ситуации, когда каким-то творческим направлениям или коллективам становилось тесно в традиционных рамках Грушинского фестиваля. Тем не менее, подобные творческие конфликты всегда решались мирно.

Примером мирного разрешения творческого конфликта можно считать ситуацию с так называемым Вторым каналом Грушинского фестиваля. Второй канал был создан по инициативе оргкомитета Грушинского фестиваля в 1995 году. Однако позже пути Грушинского фестиваля и Второго канала разошлись, и с 2001 года Второй канал проводит свои фестивали в Подмосковье. Организаторами Второго канала создано Межрегиональное общественное объединение «Второй канал авторской песни». Это объединение уже несколько лет с успехом проводит свои фестивали во вторые выходные июля (через неделю после Грушинского фестиваля). Аудитория фестивалей пересекается, и основатель Второго канала Владимир Ланцберг специально выбрал для проведения своего фестиваля вторые выходные июля – чтобы не создавать конкуренции Грушинскому Фестивалю.

Ситуация с альтернативным фестивалем, проводимым ТО «Самарские барды», Фондом и фирмой «Мета» носит принципиально иной характер. Организаторы альтернативного Грушинского фестиваля, вводя зрителей в заблуждение, используя накопленные десятилетиями традиции, сценарий фестиваля, его популярность, проводят мероприятие, которое «внешне» полностью совпадает с Грушинским фестивалем. Эта деятельность признана Федеральной антимонопольной службой актом недобросовестной конкуренции (Решение Самарского УФАС от 04.03.2010), Фонду, фирме «Мета», ТО «Самарские барды» и иным организаторам альтернативного фестиваля запрещено использовать символику, название Грушинского фестиваля, а также его порядковую нумерацию. Это решение выполнено не было.

3.Деятельность Фонда «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».

3.1. Основание Фонда и законность его деятельности.

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» был основан в 1998 году по инициативе Михаила Грушина. В состав его учредителей вошел и Клуб. Но, как уже было указано выше, Клуб и Фонд взаимодействовали только на этапе основания Фонда – пути Клуба и Фонда скоро разошлись.

Вместе с тем Фонд и его Президент – Михаил Грушин – вели все эти годы деятельность, не связанную с Грушинским фестивалем. При этом Фонд постоянно пользовался именем Валерия Грушина для получения денег от спонсоров и для обеспечения своего участия в различных мероприятиях, для получения заказов от различных организаций и государственных структур.

Следует отметить, что законность деятельности Фонда вызывает серьезные сомнения. В соответствии с Уставом Фонда, зарегистрированным 01 февраля 1999 года, срок полномочий руководства Фонда (в том числе его Президента) составляет три года (пункт 4.11 Устава). Избираться руководство Фонда должно на общем собрании участников Фонда, в число которых входит и Клуб (пункт 4.1 Устава).

Однако с момента основания Фонда легитимных общих собраний его участников не проводилось. Клуб, который является одним из участников Фонда и должен участвовать во всех его собраниях, не извещался о собраниях, не участвовал ни в одном из них и не принимал никаких решений по деятельности Фонда. Таким образом, деятельность Фонда после 2002 года не является легитимной, поскольку у Фонда не было законно избранного руководства. Михаил Грушин без каких-либо юридических оснований именует себя Президентом Фонда и выступает в качестве представителя Фонда в отношениях со всеми третьими лицами. С 2002 года у Фонда юридически нет руководства, и законность его деятельности является крайне спорной.

Изучая деятельность Фонда, необходимо обратить особое внимание на даты. Фонд был основан в 1998 году, в то время как первый Грушинский фестиваль был проведен в 1968 году. Разница между этими событиями составляет тридцать лет. С 1998 по 2007 год Фонд занимался различной деятельностью, не имеющей отношения к Грушинскому фестивалю, причем начиная с 2002 года действия Фонда уже не были легитимными (у Фонда не было законно избранного руководства). И в 2007 году Фонд совместно с фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» проводит альтернативный Грушинский фестиваль, именуя его тридцать четвертым – в то время как Фонд был только образован в год проведения 25 Грушинского фестиваля, а к организации фестиваля-двойника приступил лишь в 2007 году.

Вывод.

Фонд, образованный в 1998 году, и организовавший совместно с фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» фестиваль-двойник в 2007 году, не имеет никакого отношения к многолетней работе по организации Грушинского фестиваля, осуществляемой Клубом с 1968 по 2007 год. Более того, с 2002 года деятельность Фонда нелигитимна, поскольку у Фонда нет законно избранного руководства.

3.2. Использование Фондом символики Грушинского фестиваля.

Товарные знаки.

За десятилетия существования Клуба была создана богатая коллекция фестивальной символики. В первую очередь это само название фестиваля с вариациями – Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, Фестиваль имени Грушина, Грушинский фестиваль, Груша. Одним из основных символов фестиваля является гитара с парусом – этот рисунок был создан в 1976 году и с тех пор неразрывно связан с Грушинским фестивалем. Изображение Валерия Грушина также имеет для фестиваля большую ценность – фестиваль был основан в память об этом человеке, и носит его имя.

Однако Фонд без каких-либо разрешений организаторов фестиваля зарегистрировал на свое имя товарные знаки, представляющие собой символику фестиваля:

Товарные знаки были зарегистрированы с нарушением законодательства – не было получено разрешений у организаторов фестиваля, у обладателей прав на рисунок.

Клуб обратился за защитой своих прав в Палату по патентным спорам – орган, уполномоченный рассматривать споры о товарных знаках. Палата по патентным спорам признала правоту Клуба, и охрана товарных знаков по свидетельствам 176214 и 176213 была прекращена полностью. Охрана знака по свидетельству № 176212 была прекращена частично.

После аннулирования товарных знаков Фонда Клуб подал свои заявки на регистрацию товарных знаков. По итогам экспертизы Роспатент вынес решения и зарегистрировал два товарных знака – словесный товарный знак «Грушинский фестиваль» №368058 и комбинированный товарный знак со словами «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» №385285.

Против первого товарного знака Фонд подал в Роспатент возражение, в котором указал, что товарный знак «Грушинский фестиваль» был зарегистрирован без согласия наследников Валерия Грушина. На вопрос членов коллегии Палаты по патентным спорам, какими документами Фонд подтверждает смерть Валерия Грушина, и наличие у него наследников, представители Фонда ответить не смогли. 18 мая 2009 года Роспатент отказал в удовлетворении возражения и оставил товарный знак «Грушинский фестиваль» в силе. Фонд обратился в арбитражный суд Москвы с иском о признании решения Роспатента недействительным. Данный иск был оставлен без удовлетворения. Однако после решения ППС представители Фонда (Михаил Грушин) получили свидетельство о смерти Валерия Грушина, а позже и свидетельства о наследовании смежных прав Валерия Грушина. Поэтому во время рассмотрения апелляционной жалобы на решение московского арбитража, подтвердившего законность решения Роспатента был озвучен совершенно абсурдный с точки зрения здравого смысла, но юридически верный довод о том, что Клуб должен был спросить разрешение у самого Валерия Грушина, поскольку на момент подачи заявления на регистрацию формально Валерий Грушин не был признан умершим. В итоге апелляция отменила решение суда первой инстанции и признала решение Роспатента недействительным. 13 июля 2010 года вышестоящая инстанция признала незаконным Постановление Апелляционной инстанции (Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2010). Это означает, что товарный знак «Грушинский фестиваль» признан судом правомерно зарегистрированным Клубом, а притязания Фонда и Михаила Грушина на это обозначение на основании родственных связей с Валерием Грушиным отклонены.

Эмблема в виде гитары с парусом.

В отношении эмблемы фестиваля (гитары с парусом) художника Лысенкова П.Е., используемой Клубом более 30 лет, также велись долгие судебные споры. М.Ю. Грушин даже подал иск о признании себя автором этой эмблемы в районный суд Москвы. Однако ни на одно заседание ни истец, ни его представитель так и не пришли. В итоге этот иск суд оставил без рассмотрения.

Поскольку изображение товарного знака Фонда 176212 (в табличке выше – товарный знак с изображением гитары с парусом) копировало эмблему Грушинского фестиваля 1976 года художника Лысенкова П.Е., и использовалось Фондом без каких-либо разрешений, Клуб подал иск о нарушении авторских прав на эмблему. Первая инстанция признала Фонд нарушителем авторских прав Клуба и запретила использование этого рисунка, а также постановила взыскать с Фонда 300.000 рублей (решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2008). Вторая судебная инстанция (Постановление от 02.11.2009) и третья судебная инстанция (Постановление от 23.03.2010) подтвердили правильность такого решения.

08 сентября 2010 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерность принятых судебных решений, то есть, подтвердил права Клуба на эмблему и нарушение Фондом этих прав.

Однако на счете Фонда денег не было, поэтому это решение на сегодняшний день так и не исполнено. Хотя использование этой эмблемы и прекратилось – была нарисована новая эмблема.

Вывод.

В течение нескольких лет Фонд незаконно использует символику Грушинского фестиваля в деятельности, не имеющей к фестивалю никакого отношения. Часть символики была зарегистрирована в качестве товарных знаков, но в 2007 году Палата по патентным спорам прекратила их охрану. Серьезнейшим нарушением закона является использование Фондом в качестве своего логотипа созданного в 1976 году по заказу Клуба знаменитого символа Грушинского фестиваля – гитары с парусом, авторские права на который принадлежат Клубу.

4. Право на имя в контексте Грушинского фестиваля.

Вызывает вопросы правомерность использования Фондом имени Валерия Грушина. Президент Фонда Михаил Грушин основывает право Фонда проводить Грушинский фестиваль на утверждении, что он является ближайшим родственником Валерия Грушина и наследником его права на имя. Данное утверждение несостоятельно с правовой точки зрения.

Право на имя с позиции гражданского законодательства.

В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ («Нематериальные блага») право на имя относится к нематериальным благам, которые принадлежат гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Разделом 5 Гражданского кодекса РФ переход права на имя по наследству не предусмотрен. Более того, статья 1112 ГК РФ специально указывает что нематериальные блага в состав наследства не входят. Таким образом, ссылки Михаила Грушина на принадлежность ему права на имя Валерия Грушина как наследнику юридически несостоятельны.

Несостоятельны также ссылки Михаила Грушина на защиту им права на имя, как оно понимается в законодательстве об авторском праве. В случае с Валерием Грушиным речь не идет о создании им каких-либо объектов авторского права или смежных прав. Он является человеком, в честь которого назван фестиваль. Таким образом, нормы законодательства об авторском праве и смежных правах о защите права на имя в данном случае не применимы.

«Родственные отношения» Михаила и Валерия Грушиных.

Ссылки Михаила Грушина на то, что он является ближайшим родственником Валерия Грушина, и поэтому имеет все права на использование его имени, также несостоятельны. Михаил Грушин постоянно именует себя племянником Валерия, и основывает на этом утверждении все свои логические построения, призванные убедить людей, что именно он является ближайшим родственником Валерия Грушина и хранителем семейных традиций. Однако в реальности он является неполнородным племянником – сыном старшего брата Валерия Грушина, Юрия Федоровича. Причем необходимо отметить, что Юрий и Валерий были братьями по отцу, но не по матери, т.е. так называемыми неполнородными братьями.

Согласно российскому законодательству, близкими родственниками являются родители, дедушки, бабушки, полнородные и неполнородные братья и сестры (статья 14 Семейного кодекса РФ). Иногда к близким родственникам относят усыновителей и усыновленных. Но никогда – ни по закону, ни по обычаям – близкими родственниками не считались неполнородные племянники.

Михаил Грушин родился в 1965 году, в то время как Валерий Грушин погиб в 1967 году. Соответственно, Михаил и Валерий Грушин не были и не могли быть связаны какими-либо отношениями. Таким образом, «родственная» связь Валерия и Михаила Грушиных является крайне далекой. Ссылки Михаила Грушина на то, что он является хранителем семейных традиций Грушиных, являются обычной спекуляцией на имени известного человека.

Право Клуба на использование имени Валерия Грушина.

В свою очередь, Клуб установил и всегда поддерживал контакты именно с ближайшими родственниками Валерия Грушина. На первые фестивали, проводившиеся в конце 1960-х – начале 1970-х годов, приезжали родители Валерия Грушина. Родители, являющиеся, без сомнения, ближайшими родственниками Валерия Грушина, благодарили Клуб и Б.Р.Кейльмана за память об их погибшем сыне. Они были полностью согласны с тем, что фестиваль назван его именем. Никто не посмел бы называть фестиваль именем Валерия Грушина без согласия его родителей.

В соответствии с гражданским законодательством России право на имя не является исключительным. Это и невозможно – в нашей стране используется ограниченное число имен и фамилий, возможны повторения, нередко встречаются однофамильцы. Вместе с тем фестиваль основан и назван в честь конкретного человека – Валерия Федоровича Грушина, погибшего в 1967 году. И наличие такой же фамилии не дает права его дальнему неполнородному родственнику использовать имя Валерия Грушина для своих целей, в том числе и для проведения двойников Грушинского фестиваля.

Вывод.

У Михаила Грушина нет никаких прав на использование имени Валерия Грушина – ни вообще, ни для организации каких бы то ни было мероприятий. Имя Валерия Грушина не могло перейти по наследству, т.к. наследование имени не предусмотрено законом.

Михаил Грушин является дальним неполнородным родственником Валерия Грушина, родившимся незадолго до его смерти – следовательно, он не может ссылаться на права близкого родственника и на роль «хранителя семейных традиций». Наличие той же фамилии, что и у Валерия, не дает Михаилу Грушину права на проведение Грушинского фестиваля – общеизвестно, что Грушинский фестиваль был назван именно в честь Валерия Грушина, к которому Михаил Грушин не имеет никакого отношения.

В свою очередь, первые Грушинские фестивали проводились с согласия ближайших родственников Валерия Грушина – его родителей. Таким образом, Всероссийский фестиваль авторской песни, проводимый Клубом, носит имя Валерия Грушина на законных основаниях.

Место проведения фестиваля.

Особенно большое значение имеет тот факт, что фирма «Мета» совместно с Фондом и ТО «Самарские барды» заняли традиционное место проведения Грушинского фестиваля – Мастрюковские озера.

Фестивальная поляна на Мастрюковских озерах долгое время обживалась Клубом, под нее был подстроен и сценарий фестиваля. В обустройство поляны было вложено много сил и средств. Организаторы альтернативного фестиваля утверждают, что права на проведение Грушинского фестиваля на Мастрюковских озерах были получены ими от законных владельцев на основании договора. Вместе с тем законом предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества, в том числе земельного участка, а также любая иная сделка с землей должна быть зарегистрирована (статьи 164, 609 Гражданского кодекса РФ). Согласно статье 165 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (сделка считается ничтожной). Фонд, фирма «Мета» и ТО «Самарские барды» не представляют никаких доказательств заключения договора аренды (или иного договора), а также его государственной регистрации.

Захват земли Мастрюковских озер имел негативные последствия для репутации Клуба. Клубу пришлось срочно искать для проведения тридцать четвертого Грушинского фестиваля другое место. Выбор пал на Федоровские луга – именно там в 1970е годы Клуб провел несколько Грушинских фестивалей. Но сам факт, что Клуб проводит Грушинский фестиваль в другом месте, заставил многих зрителей думать, что именно фестиваль на Федоровских лугах является «двойником» настоящего фестиваля – в то время как реальным «двойником» являлся фестиваль на Мастрюковских озерах.

Вывод.

Действия Фонда, фирмы «Мета» и ТО «Самарские барды» по проведению Грушинского фестиваля являются ярким примером использования инструментов недобросовестной конкуренции. Фестиваль был проведен в том же месте и в то же время, где и когда обычно проводился Грушинский фестиваль. Кроме того, фестиваль был назван тридцать четвертым Всероссийским фестивалем авторской песни имени Валерия Грушина. В результате зритель был введен в заблуждение – полагая, что едут на традиционный Грушинский фестиваль, люди оказались на его двойнике.

Серьезные сомнения вызывает законность занятия Фондом, фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» традиционной площадки фестиваля – Мастрюковских озер, поскольку нет никаких данных о заключении упомянутыми организациями каких-либо договоров на землю, а также об их государственной регистрации (без которой договоры недействительны).

5. Итоги.

Идея проведения Фестиваля имени Валерия Грушина (Грушинского фестиваля) фестиваля принадлежит Борису Кейльману и его друзьям – членам турсекции куйбышевского политехнического института, которые решили таким образом увековечить память своего друга – Валерия Грушина. Первый фестиваль состоялся в 1968 году. Для организации и проведения фестиваля был основан Клуб авторской песни имени Валерия Грушина (сейчас – ОО «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина»). Клуб проводил Грушинский фестиваль в течение почти сорока лет (с 1968 по 2007 год), и за это время фестиваль стал настоящим явлением культурной жизни России.

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» был основан в 1998 году и до лета 2007 года не имел никакого отношения к организации Грушинских фестивалей. Никаких прав проводить 34 Грушинский фестиваль у Фонда нет и не может быть. Однако в 2007 году Фонд совместно с фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» провел фестиваль-двойник. При проведении альтернативного 34-го Грушинского фестиваля был незаконно скопирован сценарий, по которому Грушинский фестиваль проводился в течение многих лет. В результате были введены в заблуждение зрители, а также нарушены авторские права руководителя Клуба – Б.Р.Кейльмана, творением которого является сценарий.

Организаторы альтернативного Грушинского фестиваля – ТО «Самарские барды», фирма «Мета», Руководство Фонда и его президент Михаил Грушин – утверждают, что конфликт носит творческий характер. Однако данный конфликт не носит творческого характера – это принципиальный конфликт коммерческого и некоммерческого начала в российском бардовском движении.

Фонд, образованный в 1998 году, а также остальные организаторы альтернативного Грушинского фестиваля не имеют никакого отношения к многолетней работе по организации Грушинского фестиваля, осуществляемой Клубом с 1968 по 2007 год. Более того, с 2002 года деятельность Фонда нелигитимна, поскольку у Фонда нет законно избранного руководства.

В течение нескольких лет Фонд незаконно использует символику Грушинского фестиваля в деятельности, не имеющей к фестивалю никакого отношения. Часть символики была зарегистрирована Фондом в качестве товарных знаков, но в 2007 году Палата по патентным спорам прекратила их охрану, и в судебном порядке официально признано право Клуба на эту символику. Серьезнейшим нарушением закона является использование Фондом в качестве своего логотипа созданного в 1976 году по заказу Клуба знаменитого символа Грушинского фестиваля – гитары с парусом, авторские права на который принадлежат Клубу.

Михаил Грушин утверждает, что он является наследником права Валерия Грушина на имя, носителем фамилии Грушиных и на этом основании может проводить Грушинский фестиваль. Эти утверждения несостоятельны с юридической точки зрения. Имя Валерия Грушина не могло перейти по наследству, т.к. наследование имени не предусмотрено законом. Михаил Грушин является дальним неполнородным родственником Валерия Грушина, родившимся незадолго до его смерти – следовательно, он не может ссылаться на права близкого родственника и на роль «хранителя семейных традиций». Наличие той же фамилии, что и у Валерия, не дает Михаилу Грушину права на проведение Грушинского фестиваля – общеизвестно, что Грушинский фестиваль был назван именно в честь Валерия Грушина, к которому Михаил Грушин не имеет отношения. Таким образом, у Михаила Грушина нет никаких прав на использование имени Валерия Грушина – ни вообще, ни для организации каких бы то ни было мероприятий.

В свою очередь, Клуб проводил первые Грушинские фестивали с согласия ближайших родственников Валерия Грушина – его родителей. Таким образом, Всероссийский фестиваль авторской песни, проводимый Клубом, носит имя Валерия Грушина на законных основаниях.

Действия Фонда, фирмы «Мета» и ТО «Самарские барды» по проведению Грушинского фестиваля являются ярким примером использования инструментов недобросовестной конкуренции. Упомянутые организации провели свой фестиваль в том же месте и в то же время, где и когда обычно проводился Грушинский фестиваль. Кроме того, фестиваль был назван ими тридцать четвертым Всероссийским фестивалем авторской песни имени Валерия Грушина. В результате зритель был введен в заблуждение – полагая, что едут на традиционный Грушинский фестиваль, люди оказались на его двойнике.

Серьезные сомнения вызывает законность занятия Фондом, фирмой «Мета» и ТО «Самарские барды» традиционной площадки фестиваля – Мастрюковских озер, поскольку нет никаких данных о заключении Фондом каких-либо договоров на землю, а также об их государственной регистрации (без которой договоры недействительны).

Подводя окончательные итоги, мы делаем однозначный вывод.

Единственным законным правом на организацию и проведение Всероссийского фестиваля имени Валерия Грушина (фестиваля имени Грушина, Грушинского фестиваля, Груши) является ОО «Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина».

Именно эта организация стояла у истоков фестиваля и проводила его с 1968 по 2007 год. Одним из авторов идеи фестиваля является ее бессменный руководитель – Б.Р.Кейльман, он же – автор уникального сценария фестиваля.

Организаторы альтернативного Грушинского фестиваля: фирма «Мета», Фонд и ТО «Самарские барды» не имели к организации Грушинского фестиваля никакого отношения вплоть до лета 2007 года, когда организовали фестиваль-двойник, захватив традиционное место проведения Грушинского фестиваля, незаконно скопировав традиционный сценарий фестиваля и объявив проводимое ими мероприятие 34-ым Грушинским фестивалем.

Фонд «Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» был образован в 1998 году, и осуществляет свою деятельность с многочисленными нарушениями законодательства.

Ссылки Президента Фонда – Михаила Грушина – на свою фамилию и родственные отношения с Валерием Грушиным в качестве обоснования права на проведения фестиваля юридически несостоятельны.

С точки зрения закона – юристам, защищающим права Клуба, удалось в пределах возможных правовых инструментов защиты интеллектуальной собственности и нематериальных благ, отстоять права Клуба. В настоящее время суды всех инстанций признали за Клубом право использовать Товарные знаки «Грушинский фестиваль» и иные подобные знаки, признали Фонд и других организаторов «альтернативного» Грушинского фестиваля нарушителями прав Клуба на указанные знаки и на эмблему Грушинского фестиваля. Федеральная антимонопольная служба признала действия организаторов «альтернативного» Грушинского фестиваля недобросовестной конкуренцией.

Но, несмотря на все вышеизложенное, «альтернативный» Грушинский фестиваль продолжает существовать, что уже нанесло непоправимый ущерб доброму имени Валерия Грушина и организаторов Грушинского фестиваля, дискредитировало идею фестиваля, создало и продолжает создавать колоссальные препятствия организаторам настоящего Грушинского фестиваля в его проведении.

Добавить комментарий